Внедрение образовательной программы для педагогов инклюзивных классов
Для развития соответствующей организационной культуры школы необходимо создать условия для непрерывного и значимого профессионального развития всех работников.
Учителям экспериментальных учебных заведений пришлось освоить базовые знания и навыки, необходимые для работы с детьми с особыми потребностями в условиях общеобразовательных школ, а именно:
- Ознакомиться с социальным, культурным, философским, историческим и педагогическим обоснованием привлечения детей с особыми образовательными потребностями в образовательные учреждения общего профиля.
- Анализировать, как на процесс привлечения учащихся с особыми потребностями влияет педагогический и жизненный опыт педагогов, а также их понимание принципов обучения. Такой анализ помогает учителям лучше понять, как их взаимодействие с детьми, а также социальная и физическая среда влияют на развитие детей, их поведение и обучение.
- Научиться определять, оценивать и создавать благоприятную среду обучения для детей с различными потребностями.
- Понимать важность целенаправленного привлечения к работе с детьми членов семей; знать методы привлечения семей к активному обучению и воспитанию детей с особыми потребностями; приобрести навыки, необходимые для установления эффективных партнерских отношений с семьями.
- Изучить основные принципы и стратегии коллективной командной работы. Понимать важность сотрудничества педагогов, родителей и специалистов как активных членов одной команды. Они должны овладеть умениями коллективно принимать решения, решать проблемы, улаживать конфликты. Такой подход обеспечивает более высокое качество решений, чем в случае самостоятельной единоличной работы учителя.
Здесь ключевое значение имеет готовность самих учителей работать друг с другом. Иногда групповой работе могут мешать личная неприязнь или различия в подходах при решении профессиональных вопросов. Поэтому очень важно, чтобы учителя регулярно обсуждали актуальные задачи, стоящие перед ними. Иногда потребность вмешаться может возникать у администрации, когда нужно решить конкретные вопросы или смягчить разногласия. Очень важно не игнорировать и не откладывать решение таких проблем.
- Научиться различными способами способствовать эффективному сотрудничеству педагогов, родителей и специалистов.
- Научиться наблюдать за детьми и оценивать их развитие во время привычных, повседневных занятий.
- Изучать влияние различных видов нарушения развития на процессы обучения и развития.
- Научиться адаптировать учебные планы, методики, материалы и среду в соответствии со специфическими потребностями детей с особенностями психофизического развития.
- Изучить современные педагогические подходы и методики, позволяющие удовлетворять учебные потребности всех детей. Очень важно, чтобы все ученики чувствовали себя полноправными и ценными членами коллектива.
- Научиться создавать в классе демократическую учебную среду, которая способствует налаживанию дружеских отношений и формированию коллектива.
Организационные факторы, влияющие на развитие школьной культуры
Следует также принять во внимание ряд организационных факторов на уровне учебного заведения. Например, тщательно пересмотреть методы распределения учебного времени и составление расписания, поскольку традиционные способы организации уроков и определения их временных рамок для большинства учащихся, и в частности для детей с трудностями в обучении, малополезны. Эта проблема особенно актуальна и, наверное, самая заметная в средней и старшей средней школе, где учебный процесс построен на изучении многих предметов, преподаваемых в короткие промежутки времени разными учителями. В процессе разработки новых подходов к формированию расписания важно обеспечить педагогам время для совместного планирования. Это позволит учителям и ученикам эффективно приобретать новые знания и навыки и способствовать налаживанию более тесных связей между коллегами. Существуют и другие методы, которые хорошо себя зарекомендовали в процессе трансформации остальных организационных факторов.
- Проведение уроков по различным предметам для разноуровневого ученического коллектива с использованием методов дифференцированного обучения. Такой подход имеет много преимуществ, в частности, создает предпосылки для применения метода взаимообучения, развития эмпатии, формирования социальных навыков и лучшего усвоения академического материала.
- При проведении уроков необходимо совместно использовать человеческие и другие ресурсы. Например, работник, принятый на работу для оказания поддержки в одном классе, может помогать также в других. Учителя должны работать в дифференцированных командах вместе с другими членами коллектива, в том числе с ассистентами, если они есть. Работники школы играют разные роли с разными обязанностями ради достижения одних и тех же целей. Поэтому следует уделять достаточно времени для обсуждения и достижения согласия между членами персонала по мере того, как они учатся работать вместе и определяют свои задания в соответствии с ситуаций в повседневной работе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)