Использование инновационных технологий в работе с детьми-логопатами, как важное условие инклюзивного образования
В коррекционной работе особую роль играет формирование у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, которые позволяют почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. Поскольку, работая, ладонь многократно посылает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика - это сочетание движений артикуляционного аппарата с движениями руки. Телодвижения, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Это очень благотворно влияет на активизацию речевой и интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Синхронизация работы с органами артикуляции и мелкой моторикой пальцев позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, поскольку в реальной жизни дети не видят своей артикуляции.
Кроме того, в практической работе можно использовать еще компьютерные технологии, а именно, развивающие игры.
Основа интерактивного обучения - работа в малых группах. Простейшая форма, относящаяся к интерактивному обучению - это работа в парах, что позволяет учащимся приобрести навыки сотрудничества, овладеть умениями высказываться и активно слушать. Это эффективно можно использовать на уроках развития речи. Во время работы в парах можно быстро выполнять упражнения, которые при других условиях потребует большой затраты времени. Среди них можно назвать следующие:
- Игра «Найди пару» - ученики к карточкам с печатными буквами подбирают соответствующие рукописные буквы. Называют буквы, звуки, которые они обозначают, составляют с ними слова.
- Игра «Незнайка» - один ученик читает, а другой исправляет допущенные ошибки.
- Игра «Волк и заяц» - один ученик начинает читать текст, второй начинает после него, когда первый дойдет до точки, и пытается его догнать.
Положительные результаты дает использование на уроках развития речи методов и приемов гуманно-личностной системы обучения Ш. А. Амонашвили. Среди них можно выделить следующие:
- Настройка учителем ответов на поставленный вопрос, чтобы заинтересовать, заинтриговать учащихся класса, вызвать их думать.
- Обязательная мотивация учебной деятельности, раскрывая далекую и близкую перспективу.
- Проблемное обучение, специально допущенные ошибки педагогом, которые исправляются учениками.
- Задача на понимание содержания текста: прочитать рассказ или предложения, закрыть глаза и шепотом пересказать прочитанное, закрепить его в памяти.
- Учитель предлагает детям закрыть глаза, лечь на парты, расслабиться, подумать о чем-то приятном, вспомнить веселый случай из своей жизни - это для кратковременного отдыха учащихся.
- Игра в структурный анализ слов. Учитель растягивает и шепотом говорит слово, а дети по его сигналу (условному значку) хором тихим голосом говорят это слово или наоборот. Учитель называет слово, ученики должны протяжно произнести это слово в чашечку с ладони, чтобы звуки не рассыпались, и посчитать их. Определяют гласные и согласные звуки, графически записывают на доске.
- Следующий прием: приготовить фишки и «поймать» звуки, а затем назвать слово.
- Игры с мячом. Ребенок ловит мяч и называет слово на предложенный учителем звук или слог.
- Детям, которые плохо читают, даются задания - дома прочитать сказку, а в школе рассказать ее детям.
- Текст напечатать на доске. Дети читают со скоростью, которую задает учитель продвижением указки. Затем доска закрывается, и дети шепотом восстанавливают текст.
Основное назначение дифференцированных задач в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в учебных возможностях учеников, обеспечить для каждого из них оптимальный характер деятельности в процессе учебной работы, выявить и развивать познавательные интересы учащихся.
Примеры постепенного усложнения задач на уроках развития речи:
- Игра «Не споткнись о пенек»: быстро или за определенное время найти среди нескольких повторяющихся слов лишнее.
- Выбрать подпись к рисунку среди поданных слов.
- Отыскать в тексте слово, которое не соответствует содержанию рассказа.
- Подобрать правильно предлоги и прочитать предложения.
- Отыскать слова и предложения, которые спрятались в слитном тексте.
Примеры усложнения задач по развитию связной речи:
- Перевести содержание рассказа по рисункам.
- Разместить в определенном порядке сюжетные картинки и составить по ним рассказ.
- Составить рассказ по опорным словам.
- Составить рассказ по аналогии.
- Составить рассказ по плану.
- Составить рассказ из собственной жизни (на основе наблюдений).
Постепенное усложнение задач открывает ученикам возможность перейти на более высокий уровень познавательной деятельности.
Для совершенствования речевых навыков учащихся, применение интерактивных методов обучения значительно повышает уровень успеваемости.
Организация психологического сопровождения родителей при осуществлении инклюзивного образования должна опираться на опыт специальной психологии, которая предлагает работу с родителями объединять в два направления:
- образовательно-просветительская работа с родителями всех детей;
- психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Следует учитывать, что особенности психологического сопровождения семей состоят в том, чтобы семья воспринималась как единый, целостный организм, который переживает проблемы психолого-педагогического характера, в связи с чем помощь предоставляется всей семье, а не только ребенку. Здесь используются традиционные виды деятельности психолога.
Первоочередная задача работы с родителями заключается в том, чтобы отойти от понятия болезни и сформировать у них восприятие ребенка как особого, отличного от нас человека. Наиболее действенная метафора, которая приводится родителям, это воображаемая встреча с инопланетянином. Он отличается от нас и внешне и внутренне. Никому из нас не придет в голову после сравнения его с землянами вынести вердикт: «больной». Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, быть может, отличные от наших ценности и мотивы. Если человечеству суждено встретиться с инопланетянами, то, скорее всего, мы не будем выписывать им направления на терапию и различные лекарства. В первую очередь мы попробуем установить контакт, понять их язык и научить своему.
Другая важная задача работы с родителями - постепенное формирование у них понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому наша цель сделать его максимально адаптированным. Это очень не просто, так как многие родители привыкли опекать своих детей. Безусловно, гораздо быстрее и легче сделать все жизненно необходимое самому, чем научить этому ребенка. Многие родители бессознательно сопротивляются растущей самостоятельности ребенка. Они боятся стать ненужными и потерять смысл своей жизни.
Большая трудность работы с родителями заключается в том, что многие из них считают «Это мой ребенок, и я лучше знаю, что ему нужно». С этим утверждением нельзя не согласиться. Корни родительской настороженности лежат в негативном опыте общения со специалистами. Часто советы разных специалистов бывают несогласованными, даже противоречивыми. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: родители нуждаются в помощи специалистов, но сами же ее отвергают или не верят их рекомендациям. Часто приходится слышать, что основная проблема - материальная. Однако, известно немало случаев, когда находились средства для лечения за границей, но после этого проблема не только сохранялась, но и усиливалась.
В связи с этим важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)