Обучение и коррекционная помощь детям с нарушениями психофизического развития
Для обеспечения обучения и коррекционной помощи детям с нарушениями психофизического развития функционирует система специального образования: специальные детские сады и школы, дошкольные группы и классы в массовых заведениях. В то же время, определенная часть детей с особыми образовательными потребностями может учиться в коллективе здоровых сверстников при соответствующей психолого-педагогической поддержке. Инклюзивное образование эффективно для многих детей с отклонениями в развитии, однако интегрирование таких учеников в общеобразовательное пространство иногда происходит стихийно. Эта часть детской популяции отличается большим разнообразием, работа с которым осложняется по причинам сокрытия или непонимания родителями проблем детей. Эффективность работы заведения зависит от создания особой учебной среды, командного подхода, психологического и коррекционного сопровождения, рационально подобранных стратегий обучения. Важная роль принадлежит учителю, который организует и обеспечивает оптимальные условия обучения, благоприятную атмосферу в коллективе, способ презентации темы, который бы привлекал к деятельности, был захватывающим и не утруждающим или изнурительным для «особого» ребенка, стимулировал усвоение информации, способствовал применению знаний, умению связывать их с жизнью, оценке ученических достижений различными способами. Именно поэтому на первый план выходит подготовленность учебного заведения, собственно самого учителя, для работы с разнообразным ученическим коллективом.
Успешность организации учебно-воспитательного процесса обеспечивается за счет введения новых технологий, поэтому педагогические коллективы целенаправленно работают над модернизацией содержания методической работы, переориентацией учителей на новую личностно ориентированную философию, методологию работы с детьми с особыми потребностями. Среди внедряемых учебных технологий в инклюзивном образовании являются:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- дифференцированное преподавание;
- традиционное интенсивное обучение;
- проектная деятельность и др.
Перед современной школой стоит задача способствовать становлению ребенка как неповторимой индивидуальности, развивать его творческий потенциал, стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Традиционная методика преимущественно направляет учащихся на запоминание программного материала и его воспроизведение. Задача инклюзивного образования заключается в создании новой школы: школы диалога, школы, которую создают сами дети совместно с учителями. В этом смысле актуальным является личностно-ориентированный подход к обучению, который охватывает различные стороны учебного процесса.
Обобщение достижений педагогической теории и практики позволяет выделить основные идеи личностно-ориентированного обучения:
- школа составляет часть жизни;
- большое внимание отводится обучению как процессу, а не как результату;
- активное привлечение учащихся к решению проблем и планированию;
- удовлетворение учебных проблем каждого ребенка на уроке;
- особое внимание к групповым и парным формам работы;
- доминирующая форма учебного общения - диалог между учениками, учениками и учителем;
- формирование у учащихся рационального способа действий;
- привлечение учащихся к анализу своей деятельности, стимулирование их самооценки.
Уроки, построенные на личностно-ориентированном взаимодействии, позволяют осуществить индивидуальный подход, стимулируют познавательную активность, учат школьников определять пути получения фундаментальных знаний, умений и навыков.
Дифференцированное преподавание - это концептуальный подход и практическая технология планирования и реализации учебного плана и учебного процесса, который берет свое начало с осознания важных различий между учениками. Эта технология помогает учитывать в учебном процессе такие ученические отличия:
- уровень подготовленности - через корректировки темпа обучения и степени сложности материала;
- индивидуальные стили обучения - через организацию многочисленных видов деятельности, чтобы ученики могли получать и обрабатывать информацию различными способами и на разных уровнях;
- интересы - опираясь на склонность, интерес и желание самого ребенка овладеть определенной темой или выработать определенное умение.
Организация и методика внедрения дифференцированного обучения позволяет удовлетворять индивидуальные потребности, развивать сильные стороны детей и их интересы в ходе урока.
Как следствие, современные учителя должны применять такой учебный план и подходы преподавания, которые позволяют эффективно работать с детьми с более широким диапазоном учебных различий.
Спонтанно организованы специальные группы позволяют привлечь всех учащихся к работе с материалом, отвечать на вопросы и выполнять те или иные учебные действия. В частности, эта методика полезна для ребенка, который редко отвечает на уроке, или для ребенка, которому сложно активно слушать. Все ученики должны активно слушать и участвовать в деятельности группы или всего коллектива. Также, во время общения в парах и тройках «слабые» дети имеют перед собой пример правильной речи и социального поведения в лице товарищей. Речь идет об использовании таких методик, как: «углы», «вертушка», «восемь квадратов», «карусель», «обдумайте - объединитесь в пары - поделитесь мыслями» и «три к одному».
Теория кооперативного обучения в значительной степени основывается на учении русского психолога Льва Выготского, одного из основателей психологии развития. В частности, это проиллюстрировано его положением о том, что человеческое обучение имеет конкретную социальную природу, и именно через этот процесс дети интегрируются в интеллектуальную жизнь окружающих.
Характерной особенностью этого подхода является совместная обработка информации, которую должны усвоить ученики, и взаимный обмен мнениями в этом процессе.
Способность организовывать информацию и идеи - важная составляющая мышления. Поэтому постоянное использование в учебном процессе графических организаторов позволит детям визуализировать структуру явлений, организовывать информацию в рамках различных предметов. Эффективность таких когнитивных карт в обучении возрастает при сочетании их с методикой «обдумайте - объединитесь в пары - поделитесь мыслями», с кооперативными стратегиями.
Во время обучения используются такие графические организаторы:
- схемы- «паутинки»;
- цепочки последовательности;
- деревья сортировки;
- диаграммы Венна;
- матрицы;
- сюжетные карты;
- «знаем - узнали - хотим узнать».
Педагогам необходимо сформировать стратегии обучения, научить самостоятельно анализировать и планировать свою учебную деятельность. Данные стратегии улучшают процесс запоминания и усвоения важной информации, способствуют удержанию в памяти. Систематическое внедрение мнемонических приемов в обучении ведет к росту академической успеваемости, улучшению отношения к обучению и созданию позитивной атмосферы общения.
В работе с детьми с особыми образовательными потребностями особое значение приобретает использование технологии «Создание ситуации успеха». В основе данной технологии лежит личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания. Ситуация успеха рассматривается как психическое состояние удовлетворения от последствий физического или морального напряжения от выполнения дела. Такого целенаправленного объединения условий и возможностей достичь значительных результатов в деятельности стремятся учителя и родители.
Базовыми задачами педагога при внедрении данной технологии являются: сотворчество, признание самоценности личности, создание педагогических ситуаций, поощрения, поиск, саморегуляция.
Педагогическая технология «Создание ситуации успеха» включает создание различных видов радости, использование приемов, с помощью которых разворачивают работу с различными категориями учащихся. Ценность и эффективность данной технологии заключается в применении педагогических приемов, таких как: «Эмоциональный всплеск», «Даю шанс», «Умышленная ошибка», «Радость познания» и других в работе с различными категориями учащихся.
Особую роль в учебном процессе играет оценивание деятельности ребенка. Вместо количественной оценки в инклюзивном образовании приоритет отдается качественному оцениванию обучения учащихся, умению осуществлять самоанализ и самооценку. С этой целью используется инновационная форма оценивания и накопления информации - портфолио.
Самое главное преимущество портфолио, по сравнению с традиционными технологиями оценивания заключается в том, что оно характеризует качество обучения сторон и многомерно, с разных позиций: оценки мыслительной деятельности ученика, его междисциплинарных умений, умений выдвигать проблему, решать нестандартные задачи, знания предметов и освоения навыков, настойчивости в достижении результата. В инклюзивном классе портфолио дополняет критерии оценки учебных достижений учащихся и представляет собой собрание работ учащихся, обеспечивающих видение слабых и сильных сторон.
Особую значимость приобретает технология проектной деятельности. Именно проектная деятельность учит ученика преодолевать трудности, работать над собой, применять знания для решения проблем на практике. Основатель метода - Джон Дьюи в экспериментальной школе разработал и ввел учебный план, который был подчинен целесообразной деятельности учащихся в соответствии с их интересами и жизненными потребностями. Приобретенные в процессе реализации проекта знания, умения и навыки не только получают особые прочность и осознание, но и ассоциативно связаны с полученным удовольствием, что становится толчком к новому поиску.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)