Изучение эмоциональной грамотности детей и подростков с нарушением интеллектуального развития
В статье рассматривается современное состояние проблемы эмоциональной грамотности и ее развитие в детском и подростковом возрасте. Представлен теоретический анализ материалов по изучению эмоциональной грамотности школьников с нарушением интеллектуального развития.
Проблема эмоций всегда привлекала внимание психологов. Исследователи рассматривают человеческие эмоции с точки зрения физиологии, биохимии, социальной и специальной психологии. Насчитывается огромное количество работ, посвященных данной проблеме
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем судить о состоянии друг друга, выстраивать эффективные взаимоотношения и организовывать совместную деятельность. Эмоции, так же, как и все высшие психические функции проходят общий путь развития, от внешних, социальных форм взаимодействия к внутренним процессам. С раннего возраста у детей развивается эмоциональная восприимчивость по отношению к близким и окружающим людям.
Способность к пониманию своих и чужих эмоций является одной из важнейших компетенций, обеспечивающих полноценное функционирование индивида в обществе. Изучению компетентности как способности к эффективному межличностному взаимодействию с окружающими людьми посвящены работы отечественных и зарубежных психологов
Накопленные в психологии данные показывают, что нет единого подхода к определению «эмоциональной компетентности».
Одни авторы под данным понятием подразумевают соотношение между эмоциями и поведением. Так эмоциональная компетентность основана на адекватной оценке человеком своего взаимодействия со средой, и она обозначает оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением.
Другие исследователи рассматривают эмоциональную компетентность в структуре эмоционального интеллекта. Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основывается на нем. Она указывала на необходимость определенного уровня развития эмоционального интеллекта для обучения компетенциям. Следует отметить, что под «эмоциональным интеллектом» она подразумевает совокупность умственных способностей к обработке эмоциональной информации.
Эмоциональный интеллект необходимо рассматривать «как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» . Это означает, что человек способен к распознанию и идентификации эмоций, может найти для эмоции словесное обозначение, а также выявить причинно-следственные закономерности и связи. Способность регуляции эмоций означает, что человек способен контролировать интенсивность, внешние проявления и может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.
Зарубежные ученые также активно разрабатывают данную проблему. Группа ученых в своих работах рассматривала различия эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности. По их мнению, эмоциональный интеллект обусловлен наследственными факторами, а эмоциональная компетентность формируется под влиянием социальных феноменов.
Под эмоциональным интеллектом подразумеваются следующие навыки: знание эмоций, самомотивация распознавание эмоций других и способность к нивелированию своих эмоциональных реакций. В его работах фактически не разграничиваются понятия «эмоциональная компетентность» и «эмоциональный интеллект».
Анализ литературных данных показал, что эмоциональная грамотность выступает необходимой, связующей частью между личностью и социальной средой. Дискуссионным остается вопрос о том, является ли эмоциональная грамотность врожденной способностью или она формируется под влиянием социальной среды или это сочетание того и другого.
Эмоциональная сфера является мощным регулятором психики и жизнедеятельности человека, она выполняет многочисленные и разнообразные функции. Одной из важнейших является коммуникативная функция и обмен информации между людьми.
Эмоциональная система в процессе своего становления последовательно расширяется и усложняется, приобретая произвольный характер. Так, способность к регуляции за своим эмоциональным состоянием и контролю над ним формируются в детском возрасте постепенно в процессе онтогенетического развития, и является важным аспектом развития эмоциональной грамотности.
Существует много исследований, посвященных изучению эмоций в онтогенезе, согласно им, первой формой социального взаимодействия ребенка является эмоциональное общение, которое реализуется по средствам «комплекса оживления». Благодаря эмоциональному взаимодействию с матерью у ребенка формируется первый аффективный опыт восприятия эмоций.
В течение второго года жизни у детей начинают появляться социальные эмоции: «гордость», «стыд», «смущение», «вина» и «сочувствие», что совпадает с развитием чувства «Я» и расширением знаний о социальных правилах.
У детей 3–5 лет эмоциональная сфера развивается, у детей появляются эмоции сочувствия и сопереживания, без которых не возможна совместная деятельность. Но, не смотря на то что эмоциональная жизнь дошкольника активно развивается, способность понимать эмоции других и регулировать свои эмоциональные формирования эмоционального проявления, еще не достаточно сформированы. Именно с такого рода проблемами связывают трудности, возникающие у дошкольников при установлении взаимоотношений со сверстниками.
Согласно исследованиям, младший школьный возраст является сензитивным для грамотности, так как он выступает главным фактором преодоления феномена алекситимии (неспособность человека выразить и описать в словах внутренние переживания).
Некоторые исследователи отводят решающую роль эмоциям при формировании ценностно смысловой сферы личности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)