Технологии в социальной работе с подростками
Все мировое сообщество 20 ноября 2014 г. отмечало 55 лет принятия Декларации прав ребенка и 25летие принятия международной Конвенции ООН о правах ребенка. Именно с момента ратификации Конвенции в 1990 г. в нашей стране наметился поворот национального самосознания к проблемам детей и начала формироваться иная государственная политика в области детства . Государство заинтересовано в развитии положительных условий для развития детства как социального явления, помогающего в становлении будущего гражданина страны. Детство, в нашем понимании, всегда ассоциируется со светлым и добрым. Ребенок – беззащитное существо, судьба которого полностью зависит от его ближайшего окружения. Не всегда окружающие его люди являются образцом благополучия. Семья, даже самая успешная, может попадать в тяжелую жизненную ситуацию и социально опасное положение. Именно абсолютно зависящая роль детства от семьи может по-разному повлиять на ребенка. И если данное влияние будет положительным, то несовершеннолетний будет нормально развиваться, согласно нормам и правилам общества. А если отрицательным? Ребенок становится социально уязвимым. Пагубный пример взрослых, негативное влияние улицы – и вот, ребенок «скатывается вниз» без адекватной и своевременной поддержки: ведет неправильный образ жизни и совершает противоправные действия. Именно поэтому нам хотелось бы в своей работе обратить внимание на детей, которые острее всего нуждаются в попечительстве со стороны государства. В своей работе мы рассматриваем актуальную проблему, связанную с детьми, которые находятся в конфликте с законом. Данная категория особенно приближена к социальным рискам, вовлечением в противоправное поведение, попаданием в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства
На данный момент существует три подхода в работе с детьми, совершившими правонарушения: карательный, реабилитационный и восстановительный. Карательный подход предполагает изоляцию правонарушителя в специализированных учреждениях по образцу взрослой системы исполнения наказаний, как правило в колониях для несовершеннолетних. Реабилитационный направлен на восстановление правонарушителей в качестве члена общества после окончания срока пребывания в исправительном учреждении. Но данные подходы, к сожалению, могут способствовать расширению преступного опыта через взаимодействие с другими правонарушителями, и, как следствие, могут привести к рецидиву. Восстановительный подход исходит из того, что несовершеннолетний совсем не находится
в исправительном учреждении, а путем осознания и «заглаживания» вины остается в обществе и в дальнейшем становится полноценным его членом.
Откуда же в современном обществе имеется такая тенденция, как детская преступность? Пагубный пример ребенок несет с семьи. Большинство детей, выросших в неблагополучных семьях, успевают приобрести огромный опыт асоциального поведения, становятся психологически неуравновешенными, вступают в конфликт с законом и общественными нормами. Анализ правонарушений, совершенными подростками, наглядно выявил роль родителей в противоправном поведении детей: 40 % несовершеннолетних указывали основными причинами совершения правонарушений отрицательное влияние родителей, 30 % воспитываются в неполных семьях, 21 % в малообеспеченных и многодетных семьях, 2 % проживают с опекунами, 3 % – воспитанники детских домов. Данный анализ показывает, что реабилитация в таком случае должна проходить комплексно: конечно, базовая часть будет направлена на несовершеннолетнего, но и выяснение семейных условий и работа с семьей в целом будет также играть значительную роль.
Общество несет огромные социальные издержки, связанные с пребыванием несовершеннолетних правонарушителей в местах лишения свободы, их адаптацией в обществе после освобождения, предотвращением повторных преступлений и правонарушений. Остро стоит проблема рецидивов противоправного поведения с отягощением преступной направленности. К сожалению, общество в целом не готово принять воспитанников колоний, освобожденных из мест лишения свободы. Подросток выходит из колонии и остается наедине с самим собой, вновь возвращается в ту среду, которая ранее способствовала совершению преступления [1, с. 84]. Именно поэтому хотелось бы акцентировать внимание на данной проблеме. Реабилитация должна быть активированной на полную мощь, для того, чтобы подросток, освободившийся с мест лишения свободы, несмотря на тяжесть совершенного преступления, не был подвержен рецидиву и смог нормально включиться в общество и функционировать в нем. Немного статистических данных, показывающих количество преступного рецидива и условий, влияющих на него. По данным воспитательной колонии для мальчиков: вновь совершили преступления, из числа условно досрочно освободившихся в 2008–2009 гг. всего 56 человек, что составляет 31 %, из них 17 находились в несовершеннолетнем возрасте. При анализе вопроса «По какой причине получился преступный рецидив» выявился ряд проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние при освобождении:
– жилищно-бытовые;
– проблемы, касающиеся близкого окружения (наличие или отсутствие семьи; благополучие семьи и др.)
– проблемы с трудоустройством.
В связи с анализом данных проблем часть реабилитационно-профилактической работы для подопечных проводится в колонии: получение общего образования; организация работы кружков по интересам (театральная и вокальная студии, школьная газета «Взгляд», студия кабельного телевидения, студия игры на гитаре); получение профессионального образования. За 2009 год выдано 240 свидетельств об окончании обучения профессионального образования. Для подготовки к освобождению с подростками проводится комплекс психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленный на оказание помощи подростку в адаптации в условиях жизни на свободе. В рамках работы «Школа подготовки осужденных к освобождению» с воспитанниками проводят занятия специалисты центра занятости населения, пенсионного фонда, профессионального училища г. Канска. Подросткам разъясняется порядок обращения в центры занятости, постановки на учет, назначения и выплаты пособия по безработице. С целью увеличения периода реабилитации после освобождения есть договоренность с городскими профессиональными училищами г. Канска о предоставлении учебных мест для освободившихся воспитанников. Также в программу реабилитации включен пилотный проект на базе молодежного центра Октябрьского района г. Красноярска, в ходе которого развернута экспериментальная площадка, ориентированная на реабилитацию и социализацию осужденных, под названием «Шаг навстречу». По данной программе преподаватели и студенты СФУ занимаются с осужденными в колонии, после освобождения продолжают их сопровождать, устраивают учиться или работать, но занимаются только с желающими и позитивно настроенными ребятами. Результат работы таких проектов, как «Шаг навстречу», дают положительные результаты. Около 30 % бывших осужденных реабилитируются: находят работу и общение в новых условиях.
Также хотелось бы отметить работу площадки где проводилась работа с подростками, вступившими в конфликт с законом. Проведено различное включение ребят в мероприятия, такие как: «Молодежный квест», социальное волонтерство, курс «Будь в ритме», курс web дизайна, летняя площадка «Школа проб». Также проводилось оказание социальной консультативной профессиональной помощи несовершеннолетним и их семьям, информирование об организации и обеспечении летней занятости ребят. Также на базе данного молодежного центра развивается проект положения о Ювенальной службе: появление кураторов случая и создание личных дел ребят в работе куратора случая, создание школ примирения. Результат работы данных проектов, направленных на реабилитационную работу с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом:
1) предоставление социальных, правовых и иных услуг несовершеннолетним и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
2) развитие познавательного интереса, поддержка позитивного восприятия окружающего мира, приобщение к здоровому образу жизни и спорту, содействие в самоопределении. После выше перечисленного хочется сказать о том, что в современном российском обществе наблюдается тенденция в изменении «карательного» подхода по отношению к несовершеннолетним, преступившим закон, на более лояльное. Система правосудия также приобретает «человеческое лицо». Теперь тенденция в направлении ребенка в колонию, в которой он наверняка ресоциализируется и потеряет, в надломный для его личности момент, взаимосвязь с общественным окружением. Теперь система пытается его оградить от этого медиативными технологиями и, в крайнем случае, условным сроком наказания.
Таким образом, на данный момент мероприятия социальной реабилитации, направленной на восстановление личности несовершеннолетнего, который нарушил закон, работают эффективно. Также стоит отметить, что данное направление социальной работы должно развиваться и быть связующим звеном между ребенком и системой наказания. Благодаря хорошо проведенной работе в данной сфере, тенденция в совершении преступлений и их рецидивов уменьшится. А это значит, что правосознание у подростков будет выше и даже те ребята, которые оступились единожды, будут иметь шанс исправиться и быть полноправными членами нашего общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)