Познавательные процессы у детей с умеренной степенью умственной отсталости
В настоящее время проблема умственной отсталости становится глобальной.
С каждым годом число умственно отсталых детей растет, медицина может только диагностировать заболевание на ранней стадии, но не предотвратить его. Причины олигофрении различны, сюда можно отнести как внешние (алкоголизм матери, родовые травмы, экологические условия), так и внутренние факторы (наследственность, хромосомные аберрации) . Раньше умственно отсталые дети считались необучаемыми, но в связи с социально экономическими преобразованиями в обществе появилась необходимость обучать таких детей. Для этого необходимо правильно диагностировать уровень способностей умственно отсталых детей, разработать методы для их развития, коррекции, учитывая различные факторы, в том числе и гендерный.
Тема особенностей гендерных различий детей интересовала многих. На повестке дня многих исследований стоял вопрос о подходе к обучению и воспитанию мальчиков и девочек, о специфике усвоения ими учебного материала, исходя из половых различий.
Гендерные различия познавательных процессов достаточно изучены в отношении детей с нормальным развитием.
Проанализировав теоретические источники, выделяют следующие наиболее значимые особенности в развитии познавательных процессов детей 8–9 лет:
– превосходство девочек в произвольном внимании, ориентация на быстроту, а мальчиков – на точность работы;
– там, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, девочки показывают большую эффективность, чем мальчики;
– преимущество мальчиков в работе с новыми, а девочек – со старыми, шаблонными стимулами;
– прослеживается превосходство девочек в речевых способностях.
– Речь девочек богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю. Навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков.
– Девочки превосходят мальчиков по показателям вербальной памяти. Девочки лучше запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух.
– У девочек прослеживается склонность к абстрагированию и обобщению, словесно логический характер познавательных процессов; у мальчиков – конкретно образный характер познавательных процессов, отвечающий за распознавание и анализ зрительных образов.
Объяснение этих особенностей - морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, поэтому в возрасте 5–10 лет девочки опережают по интеллектуальным способностям мальчиков.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что в процессе обучения мальчиков и девочек необходимо учитывать следующее:
– Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл из деталей.
– Девочкам проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части.
В отношении детей с нарушением интеллекта гендерные особенности остаются не изученными. Для того чтобы понять данные особенности, нами было проведено исследование, позволяющее выявить гендерные различия познавательных процессов детей 8–9 лет с умеренной степенью умственной отсталости. В основу исследования легло предположение о том, что развитие познавательных процессов детей с умеренной степенью умственной отсталости будет, как в норме, иметь гендерные особенности.
Исследование проводилось на базе красноярских государственных коррекционных школ. В экспериментальном исследовании принимали участие 40 учащихся, 20 девочек и 20 мальчиков, имеющих одинаковый диагноз. Возраст учащихся варьировал от 8 до 9 лет.
В данном исследовании изучались следующие познавательные процессы школьников: восприятие, кратковременная память, мышление.
В экспериментальном исследовании восприятия детей данного контингента за основу взята методика диагностики восприятия цель которой: выявление уровня развития восприятия детей .
Данная методика была нами модифицирована с учетом возможностей детей 8–9 лет с умеренной степенью умственной отсталости (были исключены вариации расположения колец (кольца перемешивались, и ребенок приступал к выполнению задания), включена возможность наглядной демонстрации). Трехбалльная оценочная шкала предполагала оценку следующих параметров:
а) способ действия (проб и ошибок, наложение колец, зрительное соотнесение); б) количество проб; в) демонстрация в случае непринятия словесной инструкции.
– количество проб минимальное, ребенок принял задание на словесной основе, наглядная демонстрация не потребовалась, собрал пирамидку путем зрительного соотнесения колец – уровень развития зрительного восприятия успешный.
– количество проб минимальное, ребенку требовалась наглядная демонстрация образца выполнения задания, использовался метод сравнения колец путем наложения либо проб и ошибок, после чего пирамидка была собрана правильно – уровень развития восприятия достаточный.
– ребенку требовалась наглядная демонстрация образца выполнения задания, ребенок действовал хаотично, пирамидку собрал неверно – уровень развития восприятия недостаточный.
Сводные показатели результатов выполнения детьми данной методики:
Показатели сформированности зрительного восприятия мальчиков и девочек 8–9 лет с умеренной степенью умственной отсталости
На гистограмме мы можем проследить, насколько чаще у девочек наблюдается более высокий уровень, что указывает на то, что девочки справились с заданием лучше. Успешный уровень среди девочек встречается на 15 % чаще, чем среди мальчиков; достаточный уровень на 5 % чаще встречается у мальчиков; недостаточный уровень на 10 % чаще встречается у мальчиков.
Более низкие результаты, полученные у мальчиков, были связаны с тем, что в процессе выполнения задания мальчики хуже озвучивали свою деятельность, были менее внимательны при предъявлении инструкции. Мальчикам чаще была нужна наглядная демонстрация, они в большинстве своем использовали метод «проб и ошибок» при выполнении задания.
Для исследования кратковременной памяти детей изучаемой категории взята за основу Методика диагностики кратковременной памяти «Запомни и найди». Цель методики: выявление уровня развития кратковременной зрительной памяти.
Методика модифицирована с учетом возможностей детей с умеренной степенью умственной отсталости (перед началом проведения методики ребенку предъявлялись игрушки и задавался вопрос «Что это?», «Кто это?». В случае затруднения оказывалась помощь. Вместо перечисления игрушек, перед ребенком ставилась задача найти игрушки, которые он запоминал среди прочих. Для интерпретации результатов была разработана и использована трехбалльная шкала оценивания. Критериями оценки результатов в балльной шкале являлось количество опознанных игрушек во всех трех сериях задания (всего 9 игрушек)), способность правильно назвать игрушку.
– ребенок правильно назвал все предъявляемые предметы, опознал все 9 игрушек – успешный уровень.
– ребенок правильно назвал 5 и более предъявляемых игрушек (из предложенных девяти), а опознать сумел 5–8 из них – достаточный уровень развития зрительной памяти.
– ребенок назвал менее 5 предъявляемых игрушек, опознать смог от 0 до 4 игрушек – недостаточный уровень развития зрительного восприятия.
Показатели сформированности кратковременной памяти у мальчиков и девочек 8–9 лет с умеренной степенью умственной отсталости
Чаще у девочек наблюдается более высокий уровень, что указывает на то, что девочки справились с заданием лучше. Успешный уровень развития кратковременной памяти встречается на 5 % чаще у девочек, чем у мальчиков; достаточный уровень на 10 % чаще у девочек; а недостаточный уровень на 15 % чаще встречается у мальчиков. Более низкие результаты, полученные у мальчиков, связаны с тем, что в процессе выполнения задания мальчики часто неверно называли предъявляемые им игрушки, также они чаще, чем девочки испытывали трудности при запоминании игрушек, зачастую «забывали, что искали»; в большинстве своем хуже принимали инструкцию, не были ориентированы на результат, часто отвлекались, были невнимательны.
Для диагностики мышления была взята за основу методика «Четвертое лишнее изображение» и модифицирована с учетом возможностей детей 8–9 лет с умеренной степенью умственной отсталости. Цель методики: выявление уровня сформированности обобщений.
Модифицированный вариант включал в себя следующие дополнения и изменения: исключался учет времени, затраченного на задание; для каждой серии задания подбирались 3 картинки, сходные по явному родовидовому признаку, а четвертая картинка совершенно не подходила к трем предыдущим. Разработана трехбалльная шкала оценивания вместо предложенной автором десятибалльной. Критерии оценивания: количество ошибок; признак, который ребенок берет за основу обобщений (категориальный, функциональный, конкретный); обоснование ребенком своего ответа.
–– за основу обобщений берется категориальный признак, ребенок безошибочно справился со всеми сериями заданий, сумел обосновать свой выбор – успешный уровень сформированности обобщений.
– за основу в большей степени берется функциональный признак ребенок допустил ошибку в одной серии задания), частично сумел обосновать свой выбор – достаточный уровень сформированности обобщений.
– за основу обобщений берется конкретный признак; ребенок допустил 2 и более ошибки, обосновать свой выбор не смог – недостаточный уровень сформированности обобщений.
Представлены следующие сводные показатели результатов выполнения детьми данной методики:
Показатели сформированности мышления у мальчиков и девочек 8–9 лет с умеренной степенью умственной отсталости
Мы можем проследить, насколько чаще у девочек наблюдается более высокий уровень, это указывает на то, что девочки справились с заданием лучше. Успешный уровень встречается на 10 % процентов чаще у девочек, чем у мальчиков; достаточный уровень встречается на 10 % процентов чаще у девочек; а недостаточный уровень встречается на 20 % чаще у мальчиков.
Более низкие результаты, полученные у мальчиков, связаны с тем, что при выполнении задания мальчики хуже оречевляли свои действия, не были ориентированы на результат, были отвлекаемы, быстро теряли интерес к деятельности. За основу обобщений мальчики чаще всего брали конкретный признак, а девочки – категориальный и функциональный признаки.
Таким образом, проведенная диагностика показала, что девочки справились с заданиями на более высоком уровне по всем методикам, направленным на изучение познавательных процессов.
Мы можем предполагать, что мальчики справились с заданиями хуже, чем девочки по причине того, что у мальчиков:
– хуже сформирована речь;
– более низкая мотивация к выполнению деятельности;
– более высокая отвлекаемость;
– хуже понимание инструкции.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)