Формирование языковых навыков у детей с нарушениями речи
Одним из условий формирования коммуникативно языковой компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является организация специального предметно развивающего пространства, которое стимулирует речевую активность, вызывает детский интерес, желание исследовать, действовать самому или со сверстниками. Это единое развивающее пространство, позволяющее осуществлять комплексное педагогическое воздействие для решения воспитательных, развивающих и коррекционных задач. Оно объединяет в себе пространство группы, кабинета логопеда, приемной и состоит из центров, активизирующих детскую деятельность, соответствующую образовательным областям. Кроме того, это особая организация жизни, которая способствует развитию индивидуальности и оригинальности ребенка, развивает в нем свободу творчества, помогает освободиться от страхов и стресса. Важным организующим началом предметно развивающего пространства является событие, которое содержательно объединяет единой темой все центры речевой активности, дает возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал в разных видах детской деятельности. В процессе проживаемого события, являющегося средством организации, мотивации, содержанием организованной и самостоятельной деятельности, решаются конкретные речевые задачи:
– развитие компонентов устной речи;
– практическое овладение нормами речи;
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Организация образовательной деятельности реализуется в несколько этапов:
1. Формирование компонентов устной речи на материале лексической темы в предметно развивающей среде группы.
2. Организация различных форм детской деятельности с целью развития свободного общения детей и практического овладения нормами речи.
3. Организация событийных форм, способствующих активизации детской речи, развитию коммуникативных способностей.
Чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и защищенно, наиболее полно проявлял творческую и речевую активность, образовательная деятельность организуется в специальных речевых центрах. Помимо ставших уже традиционными центров (центр сюжетно ролевых игр, сенсорного развития, математики, безопасности жизни, труда, музыкальной, изобразительной деятельности) появились новые центры: «Пишем и рисуем на песке», «Речевая полянка», «Я и моя семья», «Очумелые ручки», «Волшебный экран».
В центре «Пишем и рисуем на песке» организуется познавательно исследовательская деятельность. Это оборудование, которое формирует и усиливает положительную мотивацию к образовательной деятельности, а главное личностную заинтересованность ребенка. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр стимулирует речевую активность, способствует развитию диалога, монологической речи. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке, оказавшись в роли того или иного героя, в результате ребенок «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. При помощи песочницы ошибочный результат всегда исправлен (это может произойти как за одну игровую деятельность, так и длительный период). Для выработки длительного правильного выдоха и вдоха «песочница» служит идеальным оборудованием, где дети приобретают не только опыт, но и получают огромное удовольствие. Развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения, обучение чтению и письму проводятся через игры «Путешествия к звукам», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы», «Мы создаем мир», «Мы едем в гости» и т.п. Подбираемый материал и формы его подачи облегчают процесс усвоения речевого материала
Центр предметно практической деятельности. Дидактический материал центра позволяет детям играть как «вместе», так и «рядом», что очень важно для формирования коммуникативных навыков. Ребенок по желанию может взять с полки приглянувшийся ему тренажер и поиграть один, отвлечься от всего, что его окружает. Особенно это полезно детям с проблемами психоэмоционального характера, с поведенческими отклонениями. У детей вырабатываются определенные правила поведения.
Они учатся не только действовать с тренажерами, одновременно контролируя себя в правильности выполнения задания, но и привыкают к порядку, к тому, что за собой надо убрать рабочее место, а это, в свою очередь, вырабатывает у них качества самостоятельности и аккуратности. Очень много разнообразного материала – игр, тренажеров, изготовленных руками детей, родителей и педагогов. Все игры тем или иным образом развивают речевые способности детей, многие из них многофункциональны и позволяют решать целый комплекс задач из разных образовательных областей: формирование сенсорных, математических представлений, моторных навыков, развитие воображения, творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти. Например, вязаные игрушки используются не только при рассказывании или придумывании сказки, но и применяются как счетный материал или занимательный персонаж в сюрпризных моментах.
Игра «Звуковые странички» не только автоматизирует звуки, но и развивает связную речь и математические способности детей. Все игры и пособия доступны детям и могут использоваться как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей.
Центр «Речевая полянка» содержит картинки по изучаемой теме, тренажеры для развития дыхания, зеркала, карточки с артикуляционной гимнастикой, тренажер «Веселый язычок», волшебный мешочек (с предметами, подобранными по теме). В центре в занимательной игровой форме организуется рассматривание, проговаривание, артикуляционная и дыхательная гимнастика, благодаря чему происходит развитие всех компонентов устной речи ребенка. Для стимулирования детской активности используются различные магнитные фишки. Это «смайлики», которые прикрепляются детьми к собственным кабинкам и отображают их настроение в течение дня. Это фишки (звездочки, цветочки, елочки), демонстрирующие детские достижения. Обязательным условием поощрения является обсуждение достижений всеми членами детского коллектива. А вечером эти фишки являются поводом для общения родителей и детей.
Центр «Волшебный экран» – это центр активизации речевой активности с помощью работы на интерактивной доске, средство организации дидактических игр по развитию речи. Она очень востребована и всегда носит обучающий характер. Яркие выразительные картинки, звуковые эффекты, возможности анимации вызывают у детей эмоциональный отклик, повышают мотивацию.
В процессе игры дети не только развивают коммуникативные способности, но и приобретают первичные навыки работы на интерактивной доске, развивают фонематический слух, мелкую моторику руки. Все свои действия дети сопровождают речью. Дети с удовольствием проводят презентации интересующих их проектов.
Авторская компьютерная программа для развития речи детей, разработанная коллективом нашего образовательного учреждения, способствующая формированию в игровой форме компонентов устной речи. Она позволяет не только развивать речь детей, но и формирует навыки моделирования, словотворчества, воспитывает любовь к родному языку. Кроме того, есть настольно печатный вариант игры, которую очень удобно использовать в совместной деятельности с детьми.
Центр «Очумелые ручки» – важную роль в организации образовательного процесса в группе отводится продуктивной деятельности детей. Большой интерес детей вызывает та деятельность, которой занимаются взрослые. Поэтому детям предоставлена практическая возможность готовить овощные салаты и выжимать сок из фруктов и ягод, готовить вкусные начинки для пирогов, вырезать печенье, печь блины. Для этого с помощью родителей приобретены все необходимые атрибуты и утварь (фартуки, скалки, разделочные доски, печь). Помимо занятия кулинарией, детям нравится заниматься изготовлением различных украшений из самодельных бусин, бросового материала, плетение из бисера, вышивание, выжигание и пр. Такая деятельность, способствующая развитию целого комплекса способностей, освоению новой информации в практической деятельности, создает условия для общения и проявления речевой активности детей.
Такой подход к организации предметной среды обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей. Любая детская деятельность, организуемая в первую очередь с целью развития речи, позволяет обеспечить комфортные условия для каждого ребенка с учетом его интересов и предпочтений, дает детям возможность проявления самостоятельности и инициативы, развития их личностных качеств, коммуникативных и творческих способностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)