Диагностика успешности адаптации детей инвалидов к школе
Создание системы критериев и методических процедур оценки результатов образовательного процесса в условиях инновационных изменений системы начального образования в связи с внедрением ФГОС является одним из актуальных вопросов психологической науки и практики.
И в этом ряду важной проблемой является диагностика школьной адаптации первоклассников. Успешность адаптационного процесса к условиям школьного обучения выступает в качестве одного из основных критериев психологического здоровья ребенка.
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в школьной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию личности.
Анализ опубликованных в специальной периодике и на сайтах Интернета работ по указанной проблематике свидетельствует о том, что непосредственно введение новых ФГОС не инициировало значимых концептуальных изменений. Независимо от того, когда и при каких условиях («новый» или «старый стандарт») ребенок пошел в школу, основные детерминанты и показатели эффективности адаптационного процесса принципиально не изменяются.
Вместе с тем парадигмальные изменения в оценке результатов образовательного процесса неизбежно меняют и оценку эффективности адаптационного процесса. Требуется уточнение содержательного наполнения и структурной организации самого понятия «школьная адаптация», описания критериев ее успешности в терминах компетентностного подхода.
На основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду выделены три группы ключевых компетентностей:
– компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Такая группировка позволяет структурировать существующие подходы к определению компонентов адаптационного процесса в новых условиях обучения (введение ФГОС) и критериев их оценки.
Используя принцип необходимости и достаточности, мы выделяем такие основные компоненты адаптации обучающихся к школе, как эмоциональноличностный, деятельностный и коммуникативный.
Эмоционально личностный компонент коррелирует с динамикой формирования компетентности, касающейся отношения к самому себе как личности, как субъекту учебной деятельности. Коммуникативный компонент – с формированием компетентности, относящейся к взаимодействию с другими людьми. Деятельностный – с формированием компетентности «умение учиться» в ее основных описательных характеристиках (продуктивность, самостоятельность, степень затрачиваемых усилий).
Каждый компонент может быть описан при помощи определенного набора критериев, с достаточной точностью фиксирующих динамику и характер его развития. Критерии содержательно привязаны к описанным ФГОС НОО компетенциям обучающихся.
Изучение таких критериев, как уровень школьной мотивации, самооценки, тревожности демонстрирует состояние субъективной адаптированности ученика (эмоционально личностный компонент); экспертная (внешняя) оценка успешности учебной и коммуникативной деятельности учащихся позволяет судить об объективной стороне процесса (деятельностный и коммуникативный компоненты).
Диагностические комплексы для оценки успешности школьной адаптации, предлагаемые разными авторами, не всегда, на наш взгляд, удобны для применения в условиях педагогического процесса, так как они не вполне соответствуют следующим характеристикам: валидность, информативность, легкость обработки, экономичность по затратам времени и ресурсов.
Предлагаемая нами диагностическая программа отвечает заданным условиям и включает методики, комплексное использование которых позволяет оценить степень адаптированности ребенка первоклассника к школе, как по объективным (внешним), так и по субъективным (внутренним) показателям:
1. «Анкета для изучения социально психологической адаптации ребенка к школе».
2. «Изучение социально ситуативной тревожности».
3. «Изучение мотивации учения».
4. «Исследование самооценки».
Проведенное нами сопоставление качественных и динамических характеристик адаптационных изменений позволяет педагогу психологу грамотно построить программу профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий, определив приоритетность в деятельности специалистов службы сопровождения ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)