Сопровождение формирования речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития
В настоящее время резко возросло число детей с выявленными проблемами в развитии, усугубились тяжесть и стойкость речевых нарушений дошкольников. Число детей с речевой патологией можно в значительной степени снизить, если обратиться к своевременному логопедическому сопровождению. Самый удобный период для этого – ранний возраст.
Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этом возрасте характерно развитие понимания речи, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, способности подражания, грамматического строя, умение пользоваться речью. Первые годы жизни ребенка являются сенcитивным периодом для усвоения родного языка. Этиология нарушения развития этих детей в основном определяется биологическим фактором: дети, имеющие медицинский риск возникновения нарушений в развитии (дети, родившиеся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом, перенесших родовую травму, асфиксию, длительную желтуху, недоношенные, маловесные и незрелые при рождении). Все эти дети относятся к группе риска, имеют предрасположенность к появлению задержки речевого развития и нуждаются в логопедическом сопровождении. Основная цель логопедического сопровождения детей раннего возраста с ЗРР – стимулирование речевого развития.
Логопедическое сопровождение направлено:
– на установление эмоционального контакта с ребенком;
– развитие дыхания;
– развитие подвижности органов артикуляции;
– развитие навыков речевого общения;
– развитие мелкой моторики;
– развитие слухового, зрительного восприятия.
Диагностика детей раннего возраста с ЗРР на первых этапах работы проводится по особой методике. Достоинство данной методики в том, что она является комплексной, доступной для проведения ее психологами и логопедами. Она дает дифференцированную качественно количественную оценку состояния развития, как отдельных групп реакций, так и всего психического развития в целом. Отрицательная сторона диагностики состоит в том, что рекомендуется проводить наблюдение ребенка в течение месяца. В условиях кратковременного пребывания ребенка 2 раза в неделю в детском саду это неудобно. Поэтому создана «Программа оценки уровня развития детей по шкалам KID и RSDI». Это компьютерная диагностика ребенка от рождения до 3х лет, которая позволяет родителям оценить развитие их малыша в следующих областях: социальная, самообслуживание, моторика, развитие речи, понимание языка.
Совместная деятельность родителей, детей, педагогов предполагает специально организованное взаимодействие и включает игровую деятельность, где родители занимают активную позицию в образовательном процессе и праздниках.
Выбирая направления совместной деятельности с детьми и их родителями, мы остановились на тех, которые дают возможность развиваться каждому малышу полноценно и позволяют в полной мере задействовать все возможности растущего человека: ранняя коммуникация, познавательное, сенсорное развитие, музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, физическая культура.
Занимаясь с детьми раннего возраста с ЗРР, педагоги создают ситуации, в которых ребенок может проявить собственную инициативу, сделать выбор, тем самым дать ему возможность для проявления речевой активности. Такие ситуации создаются в игровой деятельности, они должны подчиняться следующим требованиям:
– игровая деятельность проводится в специальном помещении с группой из 6–7 детей– игры, упражнения подбираются, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей, по принципу «от простого к сложному»;
– специально организованный процесс;
– игровая деятельность не подчиняется определенной структуре, идет от интереса детей.
Придерживаясь принципа семейно- ориентированного сопровождения, сотрудники раннего развития организуют совместные коррекционные занятия. Присутствие родителей помогает сохранять у детей чувство защищенности и эмоционального комфорта. Участие родителей на всех коррекционных занятиях, которые посещает их ребенок, позволяет активно включать их в учебную деятельность в качестве равных партнеров, вооружать их методами, способами и приемами коррекции особенностей развития их ребенка.
Многолетний опыт раннего развития позволяет нам утверждать, что чем активнее родитель проявляет себя, включаясь в совместные игры и коррекционные занятия, тем эффективнее будет продолжение коррекционной работы. Речь идет о занятиях, которые организуют родители самостоятельно дома.
Еще одно важное направление работы– консультативное. Раскрывая принципы развития малышей, знакомим с современными коррекционными технологиями. Помогаем формированию активной родительской позиции.
За годы работы с детьми раннего возраста обращаем внимание на то, что изначально родители по-разному проявляют свое отношение к совместным коррекционным занятиям с детьми. В основном это позитивное, доброжелательное сотрудничество, готовность к взаимодействию не только со своим ребенком, но и с другими детьми и их родителями. Причем это не зависит от уровня развития и возможностей их ребенка.
«Зеленый коридор» возникает в результате правильного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями неорганизованных детей через организацию совместной деятельности родителей, детей и педагогов.
В процессе целенаправленной, систематической работы с детьми с ЗРР удается добиться положительной динамики в речевом развитии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)