Стереотипия при аутизме
Стереотипия при аутизме часто оказывается в движениях тела, в поведении, проявлениях эмоций, в сфере интересов и тому подобное. Поведенческая стереотипия характеризуется определенным консерватизмом, непластичностью, нетерпимостью к изменениям в жизни и окружающей среде (так называемая неофобия или "феномен тождества»).
Стереотипия (греч. Stereo + typos - твердый (объемный) отпечаток, образец) - настойчивое повторение какого-либо действия, которое каждый раз осуществляется автоматически, неосознанно и без изменений. Наблюдается при умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра, сенсорной депривации и др.
Понятно, что аутичный ребенок не может использовать вещание с коммуникативной целью. Поэтому родители должны делать это за него, а именно - озвучивать его просьбу, строить диалоги, отвечая за него, называть словами то, что он делает. Даже если на первый взгляд, родителям будет казаться, что ребенок никак не реагирует на их слова и старания, они должны как можно больше говорить с ним, оформляя в слова все его действия и возможные переживания. Например, ребенок подходит к маме и тянет ее за руку к кухне. Мама при этом говорит как будто за ребенка: "Мама, дай руку, пошли на кухню". Когда приходят туда, ребенок подводит маму к столу, на котором стоит детский рожок с соком. Мама озвучивает эту ситуацию: "Я хочу пить, дай мне пожалуйста". Из практики известно, что все аутичные дети воспринимают и усваивают то, что слышат, хотя могут не так быстро дать соответствующую обратную реакцию. Вероятно, со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с действиями и с помощью слов можно выразить мысли, чувства и общаться с окружающими. В любом случае, подобные ситуации будут способствовать закреплению определенных речевых высказываний по названиям действий или обращениями за помощью, что последовательно озвученные взрослыми действия малыша обязательно отметится в его памяти.
Для развития речевых функций ребенка важно также подхватывать и продолжать его звуковые проявления. Стоит прислушаться к тому, что произносит ребенок, повторять это и пытаться придать этому какой-то смысл, например, называть слово, похожее на эту вокализацию.
Одной из важных задач по развитию ребенка с аутизмом также организация его внимания.
Стоит знать, что аутисты имеют преимущественно периферическое зрение, но даже когда направляют взгляд в глаза, на самом деле якобы смотрят мимо человека. При этом, без направленной на человека точки зрения, без рассмотрения выражения его лица, его губ не может развиваться способность к подражанию и внимание к другому человеку.
Для формирования направленного взгляда ребенка на лицо взрослого можно "ловить" его взгляд, прижав собственные ладони к его вискам, сделать ими будто шоры (ладони развернуты внутренней стороной параллельно друг другу), чтобы ребенок не мог смотреть в сторону, и наклоняться таким образом, чтобы глаза ребенка встречались с глазами взрослого. Это важно делать во время приобретения ребенком различных социальных навыков, как поздороваться, попрощаться, попросить что-то.
В процессе воздействия на развитие ребенка с аутизмом большое значение имеет проработка его сенсорной системы.
Сенсорная система организма - система, отвечающая за возникновение ощущения во время действия соответствующего раздражителя. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.
Характерными проявлениями сенсорных нарушений при аутизме являются:
1) фрагментарность восприятия внешней информации (фиксация на определенных зрительных объектах, звуковых или осязательных впечатлениях) по неспособности воспринять целостную ситуацию;
2) трудности одновременного восприятия информации, поступающей от различных органов чувств (если видит, то не слышит, а если слышит, то не чувствует)
3) заниженная или завышенная чувствительность на определенные внешние раздражители. Вследствие таких сенсорных нарушений мозг не способен осознать поступающую через органы чувств, и обобщить его в образы восприятия, а затем - в понятия.
Теория сенсорной интеграции подчеркивает большое значение правильного формирования и интеграции главных систем органов чувств: осязания, ощущения движения, вкуса, зрения и слуха. Именно от успешного протекания этого процесса зависит становление схемы тела, двигательной координации частей тела, способность к планированию движений, внимание, а также эмоциональное равновесие. В дальнейшем все это становится основой таких сложных психических процессов как речь, способность к чтению, счету или письма.
Сенсорная интеграция заключается в последовательном, продуманном воздействии на чувствительные, вкусовые органы чувств и ощущения движения в направлении их стимуляции и интеграции.
Терапия по методу сенсорной интеграции выглядит как игра, но эта научно обоснована игра на самом деле является системой занятий, благодаря которой нервное устройство становится способным интегрировать чувственные впечатления и использовать их на практике. Непосредственная задача этой системы занятий - научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. При этом используются качели, платформы для тренировки равновесия, большие мячи и валики, скейтборды и тому подобное. При этом, большие мячи и валики применяют не только для упражнений, когда тело ребенка находится на них, но и как своеобразные устройства для массажа для обработки глубинной чувствительности ребенка.
Дети отгадывают буквы, взрослый пишет им на ладони, животе, спине, лежат на больших мячах, сжимают резиновые груши, водят глазами за движущимися предметами, по лучу фонарика, учатся считать при помощи двигательных развлечений.
Большое внимание в этой терапии уделяется работе с различными органами чувств: стимуляция обоняния, поверхностной (осязательной) чувствительности, слуха и зрения. Отдельные упражнения совершенствуют систему зрительно-двигательной координации: одновременное рисование десятью пальцами и различными предметами, рисование различных частей тела, копирование различных фигур, игра в мяч, упражнения с мишенями и тому подобное.
Сенсорная интеграция помогает развить такие умения и психологические образования как способность к концентрации, организации впечатлений, абстрактного рассуждения, самопринятия и самоконтроля, то есть - всего того, что необходимо для нормального функционирования в повседневной жизнедеятельности, в школе, семье, а со временем - во взрослой жизни.
Широкое признание в коррекции развития при аутизме нашел метод "Son-Rise" («восход солнца" или "воспитание сына"), который был разработан Барри и Самария Кауфман в процессе поиска эффективных путей взаимодействия с собственным годовалым сыном. Его суть заключается в постепенном насыщении внешними стимулами жизни ребенка с аутизмом, последовательные занятия по которой обязательно дают положительные результаты. Широко известными стали действенные принципы программы Son-Rise:
• Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к его пониманию. Это облегчает установление контакта глазами, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
• Создание безопасного пространства для работы и игры, в котором ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, благоприятную для обучения и развития.
• Обучение через игру способствует эффективной, осмысленной коммуникации.
• В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка.
• Энтузиазм и заинтересованность взрослого привлекают ребенка к общению и пробуждают в ним устойчивый интерес к взаимодействию и обучению.
• Безоценочное и оптимистическое отношение взрослого дают ребенку ощущение радости, усиливают его внимание и мотивацию на протяжении всей программы.
Продуманная и последовательная коррекционная работа, начатая с раннего возраста ребенка, делает эффективное воздействие на его развитие.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)