Развитие познавательной деятельности ребенка с ДЦП
Познавательная деятельность ребенка с ДЦП формируется, прежде всего, в процессе ознакомления с окружающей средой. Именно в деятельности совершенствуются все познавательные процессы, происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В развитии познавательной деятельности важное значение принадлежит предметным действиям, в процессе осуществления которых внимание ребенка направляется на существенные признаки предметов. Как известно, познавательное развитие ребенка во многом зависит от особенностей концентрации внимания, восприятия и запоминания полученной информации. Соответственно, повторение программного материала следует проводить отдельными порциями, включая игровые моменты и различные стимулы (дидактические игры, соревновательные условия выполнения задач и др.) Для поддержания положительной мотивации во время дидактических игр дети систематизируют и закрепляют свои знания о различных признаки предметов, устанавливают взаимосвязи между ними, пространственные, временные и другие соотношения, тем самым овладевая общие понятия, обогащая словарный запас. Для игры на уроке следует отводить не более 4-5 мин с тем, чтобы она не утомляла ребенка. Игры используются как средство психологической подготовки учащихся к уроку, и как средство отдыха после напряженной работы. Таким образом игра способствует целесообразной организации учебной деятельности ребенка.
Применение дидактических игр сопровождается необходимым количеством рисунков, таблиц, карт, различных игрушек, предметов и т. Эти материалы должны иметь привлекательный вид с точки зрения цветовой гаммы, образности, четкости, точного соответствия реальным объектам. При этом создается атмосфера не только заинтересованности, но и удовольствия, расслабленности.
Коррекция речевого развития. Работа по улучшению речевого развития ученика с ДЦП в условиях семьи предполагает комплексное взаимодействие логопеда, врача, учителя, ученика и родителей. В этом заключается одно из важных условий успешного коррекционного обучения. Комплексное обследование речи
обеспечивает выявление особенностей артикуляционного аппарата и звукопроизношения ученика, состояния фонематических процессов, лексических и грамматических представлений, связной речи, уровня развития слухового самоконтроля. Сделанные на этой основе рекомендации школьного логопеда, которые заносятся в индивидуальной коррекционной программы ученика, должны систематически проводиться командой специалистов, в том числе родителями.
В частности:
1. Формирование общих речевых навыков:
- Слуховой памяти; умения слушать, слышать и понимать речь; дифференцировать звуки, распознавать их,
- Правильного речевого вдоха и выдоха; плавности речи, паузы между предложениями;
- Правильной интонации, словесного ударения, модуляции голоса и выразительности речи.
2. Развитие фонетической стороны речи:
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
- Дифференциация гласных и согласных звуков;
- Развитие фонематического анализа, синтеза, фонетических представлений.
3. Совершенствование импрессивной речи: развитие внимания к речи взрослых (выделение в потоке названий, действий, признаков предметов, понимание словесных обобщений).
4. Развитие лексической стороны речи:
- Формирование знаний о явлениях окружающей действительности (времена года, их характерные признаки и т.д.);
- Формирование представлений об - овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, деревья; закрепление знаний о предметах окружающей обстановки;
- Формирование знаний о свойствах предметов: материал, качество, цвет, форму, размеры;
- Формирование обобщающей функции слова.
5. Обучение связной речи:
- Совершенствование разговорной речи: умение вести диалог, задавать вопросы, правильно и быстро подбирать для ответа нужное слово;
- Воспитание умения сообщать о выполнении задач;
- Развитие описательной речи, умение объединять отдельные высказывания в связное сообщение, рассказ, описание (по рисунку, серии рисунков), планировать последовательность высказывания;
- Обучение пересказу прослушанного или прочитанного текста, различия его композиционных частей.
6. Формирование грамматической стороны речи:
- Воспитание внимания к изменениям грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных в единственном числе и множественном числе;
- Практическое усвоение некоторых форм словоизменения и словообразования. Одним из первых задач работы над речевым развитием детей с ДЦП является коррекция звукопроизношения и речевой моторики. Для этого обязательны артикуляционные разминки. Они проводятся в начале урока после психологической подготовки ученика. В артикуляционной разминке или гимнастике учитывается форма и степень ДЦП, уровень речевого развития ученика и предусматривается:
1. Массаж лица - 2-3 мин.
2. Пассивная и активная гимнастика артикуляционного аппарата.
3. Упражнения на развитие фонематического слуха и слухового внимания.
4. Коррекция звукопроизношения.
В частности, при спастических формах ДЦП проводится артикуляционная гимнастика, которая охватывает такие приемы массажа как "поглаживание", "вибрацию", направленные на расслабление мышц, снятие чрезмерной спастики мышц лица. При вялых парезах применяются стимулирующие приемы массажа: "пальцевый душ», «пощипывание», «легкое похлопывание" мышц лица. Придерживаются движения от спинки носа к височным участкам, от подбородка к мочке уха. Кроме массажа, применяют мимическую гимнастику, которая проводится перед зеркалом.
Артикуляционные упражнения выполняются как с механической помощью, так и самостоятельно учеником в зависимости от формы ДЦП.
В частности:
- Движения нижней челюстью;
- Движения губами («дудочка", "улыбка" и др.);
- Упражнения для развития подвижности языка;
- Содержание языка "лопаткой", "иголочкой", "чашечкой";
- Загибание языка на верхнюю губу, зубы;
- Содержание языка у левого, правого уголка рта;
- Язык вверх - вниз, вправо - влево;
- Круговые движения языка между челюстями и губами справа налево и наоборот;
- Массаж широким языком твердого неба;
- Сгибание языка в «трубочку»;
- Дыхательные упражнения "насос", "футбол", "шарик" и др.
Тренировка диафрагменного дыхания проводится в положении лежа на спине. Ребенка просят расслабиться, положить одну руку на грудь, другую - на живот для контроля за движениями мышц. На вдох - передняя часть живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижной. Выдох замедляется с произношением глухих согласных С, Ш. Передняя стенка живота постепенно втягивается («Мячик гордится, затем втягивается»). Некоторые упражнения выполняются в положении сидя на стуле.
Формирование мелких движений пальцев рук всегда является обязательным условием коррекции речевого развития ребенка. Стимулирующее влияние движений руки, в том числе мелкой моторики, положительно влияет на развитие речи в целом. Поэтому с коррекционной целью применяются упражнения: «пальчики здороваются», «оса», «коза», «очки», «дерева», «человечек» и многие другие. Следует использовать также такие формы работы как катание шариков, разрыва бумаги, шнуровки ботинок, застегивания пуговиц, нанизывание колец, бус, теневой театр, игру "Почтовый ящик" и виды практической деятельности (лепка, рисование, штриховки, конструирования, работа с мозаикой и т.д.). Все эти средства направлены на совершенствование мелкой моторики.
В процессе занятий ребенка с ДЦП учат видеть, слушать, наблюдать, осознанно воспринимать окружающую среду. Это способствует формированию активного внимания, конкретизации и обогащению словаря, развивает способность к обобщениям.
Таким образом, конкретное содержание речевой коррекции определяется структурой психофизического нарушения ребенка, условиями среды, рекомендованными мерами воздействия. Основой для организации речевой практики является участие ребенка в различных видах деятельности, практических действиях с предметами, активных наблюдениях за явлениями окружающей действительности под руководством учителя и родителей.
Психокоррекция эмоционально-личностного развития ребенка начинается с анализа психологом условий семейного воспитания, которое дает объяснение многим проявлениям его поведения. Однако, главным средством диагностики остается наблюдение за ребенком в различных жизненных ситуациях: во взаимодействии с психологом, учителем, родителями, сверстниками, взрослыми; в реакциях на трудности, в том, как добиваться удовлетворения собственных желаний и тому подобное. Определяющим условием остается комплексное взаимодействие психолога, учителя и родителей ученика для достижения желаемого коррекционного эффекта. Комплексное обследование эмоционально-волевой сферы ученика является прогностической основой для дальнейшего развития личности.
Особое внимание обращается на такие психологические состояния:
- превосходящий эмоциональное состояние; o склонность к резким сменам настроения; o тревожность, страхи;
- реакция на свою физическую неполноценность;
- особенности общения (застенчивость, неуверенность, конфликтность, агрессивность);
- характер взаимоотношений в семье (зависимость, чрезмерная привязанность, конфликтность и т.д.).
Коррекционные задачи, которые рекомендуют родителям, проводятся с детьми в форме различных игр, драматизации сказок и др. Интересные задания вызывают у младших школьников интерес, ведь содержание знакомых с детства сказок является понятным всем малышам. Моделирование различных ситуаций стимулирует воображение ученика. Ребенок, выбрав определенную роль, практически воплощает образ конкретного персонажа, наделяя его собственными переживаниями и чертами характера. Именно во время игры создается ситуация взаимодействия с другими персонажами, выявление активности, преодоление страхов, неуверенности, пассивности, агрессии. Родители должны применять производительные методы коррекции эмоционального состояния ребенка, признанные современной психологией: психогимнастика, сюжетно-ролевые игры, драматизацию, неструктурированные игры, артотерапию, подвижные игры и др. Указанные методы позволяют предотвратить эмоциональный дискомфорт, создать положительную мотивацию на уроке, поддержать активность и самостоятельность
ребенка, формировать умение произвольно направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения, подражать выражение эмоций по образцу, понимать эмоциональные состояния других людей, регулировать собственное поведение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)