Дошкольный период развития ребенка
Одним из важных периодов развития ребенка является дошкольное (от 3 до 6 лет). Именно в это время возникает потребность в общении со взрослыми и сверстниками, приобретается социальный рассвет, развиваются познавательные способности.
Для улучшения функций ног, по рекомендациям врачей, используются ортезы, туторы, ортопедическая обувь, стельки, супинаторы. Из средств передвижения - палки, костыли, ходунки (четырехопорные, двухколесные, четырехколесные), специальные тележки. При обустройстве индивидуального спортивного уголка следует придерживаться рекомендаций врача, инструктора ЛФК, учителя физкультуры с учетом степени и формы ДЦП. Желательно, чтобы в нем были спортивная лестница, велотренажер, ковер для релаксации, мячи, игрушки.
Выполнение коррекционных упражнений с детьми проводятся при помощи физкультпауз (5 мин) после 20 мин урока или выполнения домашнего задания. Так снимается физическая напряженность и активизируются движения ученика. Упражнения обеспечивают развитие координации движений, равновесия, коррекцию тонуса мышц рук и ног, способов передвижения, которыми ученик не может овладеть самостоятельно. Рекомендовано выполнение упражнений под музыкальное сопровождение, ведь эффективность ритмичной стимуляции доказано исследованиями многих психологов.
Индивидуальные коррекционные упражнения применяются для развития тех нарушенных двигательных систем, характерных для определенной формы ДЦП. Например, при спастической диплегии (тетрапарез) руки ученика поражены меньше, чем ноги. Тонус мышц конечностей повышен. При отсутствии своевременной помощи могут развиваться контрактуры (стойкое ограничение не только активных, но и пассивных движений суставов).Поэтому нужно следить, чтобы ребенок не находился в одном положении более 25 минут. Во время физкультпаузы ему рекомендуется лечь на ковер для релаксации, выполнить упражнения для рук и ног, после чего продолжить обучение.
При гиперкинетической форме главной причиной двигательных нарушений является насильственные непринужденные движения - гиперкинезы, которые сочетаются с переменным мышечным тонусом. Эти нарушения дестабилизируют прежде всего осанку ребенка. У него отсутствует правильная осанка туловища и конечностей, движения - размашистые, со значительным нарушением координации. Поэтому рекомендуемые врачами упражнения, которые следует проводить во время физкультурных минуток, предусматривают активное расслабление, выработка плавности переключения из одного положения в другое, помощь взрослого в сложных случаях.
Развитие мелкой моторики детей требует следующих видов деятельности по нормализации функций мелких мышц рук:
- массаж пальцев обеих рук;
- пальчиковую гимнастику;
- коррекцию мелких движений при работе с природным материалом (каштанами, желудями, орехами, семенами фасоли, гороха и т.п.);
- развитие силы мышц рук (с использованием эспандера, силомера, разрыва бумаги, разминание пластилина, глины и т.д.);
- развитие координации движений (во время игр с мячом, гимнастической палочкой, лентой, обручем, геометрическим материалом и т.д.), - рисования пальцами цифр, букв, линий;
- использование конструкторов;
- нанизывания бусинок;
- сортировки монет, пуговиц;
- работу с мозаикой, пирамидами.
Все указанные виды коррекционной работы направлены на формирование графомоторных навыков, подготовку руки к письму.
Для снятия напряжения при спастической форме рекомендуется следующие индивидуальные упражнения: "Погладь котенка", "Листья опадают", "Маляр", "пополощите белье", "Цыплята" и др.
При гемипарезах названы упражнения чередуются с динамическими: "Кулак - ладонь - ребро", "Молоток", "Пианино", "Пила" и др.
Для усовершенствования зрительно-моторной координации применяются: изображение точек, линий по образцу, использование приемов обводки, копирование, дорисовывание деталей, раскраски. Указанные упражнения развивающего и коррекционного характера следует использовать на подготовительных этапах к урокам математики, письма, чтения.
Содержание коррекционной работы определяется выявлением достижений и трудностей конкретного ученика в процессе освоения знаний и умений.
Например, у Саши К. (спастическая диплегия средней степени), ученика подготовительного класса, готовность руки к письму соответствует низкому уровню. От чрезмерного напряжения мышц кисти и пальцев ему трудно овладеть графическим навыком письма.
Ребенок удерживает ручку в кулаке, сильно сжимая его всеми пальцами. Ему трудно выполнить обводку, копирование точек, линий, элементов букв и цифр. Для преодоления этих трудностей ему рекомендуется массаж для расслабления пальцев, пальчиковая гимнастика, катание шариков, карандашей, ручек обеими руками, с одновременным ритмичным проговаривание различных стишков. Продуктивным для такого ребенка является выполнение пальчиковой гимнастики, которая способствует развитию координации и ловкости пальцев рук. С ребенком дома также следует проводить упражнения с природным материалом, пластилином, глиной, песком.
Развитие сенсорных функций. Одним из важных коррекционных задач является развитие сенсорной деятельности учащихся с ДЦП, которая целенаправленно формирует высшие психические функции - мышление, речь, память и др. Поэтому коррекционная работа с ребенком направлена на совершенствование стереогноза, кинестетического, слухового, зрительного восприятия, развитие пространственных и временных представлений. Совершенствование сенсорной деятельности становится основой для дальнейшего формирования чувственного познания (умение видеть, слышать, осязать и т.п.). Раскроем подробнее сущность методики.
Развитие зрительного восприятия. Кроме лечебно-восстановительной коррекции, которая обусловлена состоянием зрения ребенка, коррекционная методика предполагает специальную работу по улучшению состояния моторного аппарата глаз. Она осуществляется при выполнении задач на дифференциацию предметов по внешним признакам: цвету, форме, размеру, количеству, качеству, пространственному взаиморасположению и тому подобное. Ученика обучают соотносить
предметы (буквы, цифры, фигуры, природный материал) с образцами-эталонами. Поэтому на протяжении всего учебного процесса важной задачей является формирование у учащихся эталонных представлений о формах, размеры, цвет предметов и т. Для усовершенствования зрительного восприятия во время учебной деятельности рекомендуется артотерапия, которая предусматривает использование элементов рисование, лепки, конструирования по образцу. Задания выполняются учеником по словесной инструкции и направлены на развитие пространственных, временных, математических представлений, предметно-образного и предметно-действенного мышления.
Из методических приемов работы интересными детям с ДЦП являются дидактические игры "Волшебный мешочек", "Найди предмет», которые создают поисковые ситуации, привлекают и организуют их произвольное внимание, обогащают практический опыт. Эта деятельность учит осознавать, сравнивать объекты окружающей среды, обогащает и конкретизирует представления об окружающей среде, развивает способность к обобщениям.
В сенсорном развитии ребенка важное место занимает коррекция пространственных представлений, в частности, восприятие частей тела и осознание представлений: вверху, внизу, слева, справа, сзади, по бокам, спереди, между, у и др.
Усвоение этих пространственных представлений осуществляется путем различных упражнений с использованием словесных инструкций: поднимаем руки вверх, опускаем руки вниз, поворачиваем головой вправо-влево-вверх-вниз.
Развитие умения ориентироваться на листе бумаги охватывает следующие задачи: найти и назвать предметы, которые изображены в центре, справа, слева, вверху, внизу рисунка на листе; объяснить, где находятся изображены предметы. Наряду с этим происходит предотвращение характерном для детей с ДЦП зеркальном письму элементов букв, цифр, изображений предметов. Развитие пространственного анализа и синтеза улучшает освоения письма, чтения, счета.
Расширение знаний об окружающем мире. Коррекционная работа предполагает систематическое обогащение знаний, представлений о природных явлениях, растительный и животный мир, труд людей, общественные события и т.д., развитие умения сравнивать, узнавать, обобщать, оценивать. Для этого применяются различные средства поддержки позитивного настроя и мотивации, например
- использование наблюдения тех предметов и явлений, к которым ребенок проявляет наибольший интерес;
- обсуждение той или иной ситуации, которая привлекает внимание ребенка;
- закрепление активного и пассивного словаря учащегося
- активизация попыток обобщения изученного и тому подобное.
В многих детей с ДЦП недостаточно развиты целенаправленные внимание, память, а затем - их знания об окружающей действительности формируются на основе ярких чувственных представлений по следующей тематике: "Моя семья"; "Предметы окружения" (одежда, посуда, мебель, транспорт, продукты, игрушки); "Цвет предметов"; "Форма и величина"; "Животный и растительный мир"; "Времена года, месяцы, дни недели"; "Профессии" и другие. Ребенка учат сравнивать объекты по разным качествам и признакам с тем, чтобы закреплялись причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей среды.
Известно, что введение дидактической игры в учебно-коррекционный процесс дает значительные положительные результаты. При этом возникает возможность использования разнообразного материала для решения определенных задач, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. Это пробуждает интерес ребенка к окружающему, развивает умение сравнивать, обобщать, словесно последовательно передавать свои впечатления от предметно-практической деятельности (рисование, лепка, аппликации). Родителям следует обсуждать определенные доступны закономерности наблюдаемых явлений, ставить различные вопросы: Почему? В чем разница? Зачем? Что общего? Чем отличаются? тому подобное.
Итак, процесс ознакомления с окружающей средой предполагает не только расширение мировоззрения, но и развитие мыслительных операций, познавательной активности, обогащения пассивного и активного словарного запаса, способствует улучшению психофизического состояния ребенка в целом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)