Что надо знать о негативах в проявлениях познавательных интересов младших школьников?
В младшем школьном возрасте познавательные интересы детей с нарушениями умственного развития могут характеризоваться и негативными тенденциями. У ребенка может возникнуть непосредственное желание (или он может подвергнуться внушением со стороны окружающих сверстников) исследовать окружающий мир. Для ребенка могут быть интересными "страшные" запрещенные места (свалки, подвалы, канализацию и др.). Причинами формирования таких познавательных интересов может быть негативное отношение ребенка к взрослому, внушаемость (сверстники могут убедить, что надо сделать именно так), потребность ребенка в удовлетворении агрессивных желаний (в таких местах он может бросать, топтать, ломать предметы и не получать за это наказание ). Следует помнить о таких особенностях, и в случае возникновения подобных проблем относиться к ребенку с пониманием и обратиться за помощью к психологу. Негативные поступки могут указывать на тенденции к формированию невротических, тревожных, агрессивных и других расстройств психической деятельности ребенка.
Могут ли возникать эмоциональные нарушения в процессе обучения ребенка в младшей школе и какие именно?
Недостаточная сформированность у ребенка способности к контролю за своим поведением и эмоциями может привести к нарушениям его психологического самочувствия. Это может сказаться и на развитии его личности в целом (невроз, агрессия, негативизм). Известно, что поступление в школу изменяет жизнедеятельность ребенка с того, что он "хочет" на то, что он "должен" делать. Именно такая позиция может спровоцировать у ребенка появление острых негативных переживаний, таких как быстрые изменения настроения, недовольство, импульсивное поведение и эмоциональный стресс.
Такие негативные тенденции вызывают неврозы, психосоматические заболевания (головные боли, боли в животе), психопатоподобные состояния (импульсивные приступы агрессии, негативизма, конфликтности) и др. Именно поэтому, следует постоянно наблюдать за общим психоэмоциональным самочувствием ребенка. Своевременное обращение за помощью к специалистам поможет избежать таких эмоциональных нарушений. В случае игнорирования со стороны взрослых негативными психоэмоциональными состояниями ребенка возможно укрепление эмоциональных нарушений и возникновения проблем агрессивности, эмоциональной расторможенности, тревожности, обидчивости, чрезмерной застенчивости или полного «погружения» ребенка в «себя».
Острые негативные выпады или амбивалентные переживания - несогласованные, противоречивые друг другу (положительные и отрицательные) действия ребенка эмоционального характера, в основе которых лежат негативные импульсивные эмоции, которые он испытывает и одновременно направляет их на окружающих.
Недовольство ребенка собой или фрустрация - негативные эмоциональные напряжения ребенка, связанные с переживанием недовольства той или иной значимой для ребенка потребности.
Импульсивная или аффективное поведение - поведение ребенка в основе которого возложенные импульсивные, эмоциональные действия, в большинстве случаев, имеют негативного характер.
Эмоциональный стресс - психическое состояние ребенка, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Как подготовить ребенка к самостоятельному ведению домашнего хозяйства? К самостоятельной жизнедеятельности?
Прежде всего ребенок должен иметь представление что означает бюджет семьи и каковы главные составляющие его расходов (питание, коммунальные услуги, предметы быта и др.). Необходимо рассказать ребенку о ежемесячной плате за жилье, электроэнергию, воду, газ и др. Систематически обращать внимание ребенка на оплату коммунальных услуг (сколько денег, где и как платить), впоследствии привлекать к осуществлению платы (по готовым расчетам), старших детей учить снимать показатели счетчиков и делать подсчеты, заполнять квитанции (с помощью и под контролем родителей) .
Обязательно нужно привлекать ребенка к совершению различных покупок для питания, вещей для санитарно-гигиенических нужд. Сначала это будет пассивное созерцание, а впоследствии - самостоятельные расчеты (в зависимости от наличия математических знаний на умений производить вычисления).
Значительное внимание требует и обучение ребенка готовить различные блюда: варить картофель, различные супы и блюда из круп, муки, делать салаты, использовать полуфабрикаты и тому подобное. Приучить готовить завтрак, обед, ужин (сначала вместе со взрослым, затем под руководством, а дальше и самостоятельно по просьбе родителей и по их поручению).
Опыт коррекционно-воспитательной работы убеждает, что в случае кропотливой совместной деятельности школы и семьи, детей с нарушениями умственного развития, в большинстве случаев можно подготовить к самостоятельной бытовой деятельности. Родителям об этом нужно помнить!
С бытовой техникой можно знакомить ребенка? Когда начинать?
Ребенок дошкольного возраста имеет возможность наблюдать, что одежда, белье гладят электроутюгом, взрослые пользуются стационарными и мобильными телефонами, управляют телевизором, убирают помещения пылесосом, для стирки белья пользуются стиральной машиной и тому подобное.
Во время учебы в школе, уже в младших классах дети получают информацию о существовании бытовой техники, а начиная с 5 класса (вспомогательная школа) на уроках социально-бытового ориентирования учащихся знакомят с бытовой техникой, они учатся управлять ею, соблюдать правила безопасности. В этот же период, в семье, целесообразно учить ребенка (сначала под руководством и наблюдением взрослых) пользоваться предметами бытовой техники (впоследствии они смогут пользоваться и самостоятельно). Следует отметить, что родителям нужно быть настойчивыми, проявить терпение и доброжелательное отношение к ребенку в процессе его обучения пользоваться бытовой техникой.
Обратите внимание! Дети, которые в домашних условиях пользуются бытовой техникой, более уверенно чувствуют себя в среде одноклассников, сверстников, осознавая способность к самостоятельному выполнению важных задач бытового характера.
Если же у малыша церебральный паралич, то для успешного развития, особенно в раннем возрасте, ему нужна ваша помощь.
• Наладьте эмоциональный контакт с ребенком.
• Разговаривайте с малышом спокойным голосом.
• Играйте с малышом, подбирая яркие игрушки по возрасту.
• Следуйте четкого распорядка дня.
• Общайтесь с ребенком, пойте колыбельные, улыбайтесь ему.
• Создайте для ребенка предметно-развивающую среду (коврик с игрушками, где ребенок может ползать, играть, развивать моторику и т.п.).
• Выполняйте с ним лечебную гимнастику, различные виды массажа после рекомендаций и инструктажа специалистов.
• Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, активизируя речевое общение и направляйте внимание ребенка на восприятие окружающего мира.
Не допускайте, чтобы такой важный этап развития (от рождения до 1 года) свелся к просиживанию или пролеживанию ребенка в кроватке или на диване, перебирая погремушками. Это ограничит его развитие во всех сферах!
Следует обращаться к специалистам (логопед, дефектолог и др.), так как эти нарушения будут препятствовать в дальнейшем овладению навыками чтения и письма.
Почему ребенок вздрагивает от каждого неожиданного звука?
У детей с ЦП наблюдается повышенная чувствительность к звуковым сигналам. Малыш вздрагивает от неожиданного звука и одновременно может недостаточно их различать.
Консультация у специалистов поможет родителям овладеть специальными педагогическими средствами, с помощью которых ребенок постепенно лишается подобных страхов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)