- Ребенок от 1 до 2 лет
В первые месяцы 2 года жизни познавательные возможности ребенка растут, ведь он начинает самостоятельно ходить. Чтобы ребенок имел возможность видеть вас во время преодоления расстояния, сначала не становитесь слишком далеко от него. Дополнительной помощью для малыша является голос мамы, которая говорит ребенку: "Иди, иди ко мне!", Сигнализируя о своем месте нахождения. В такой ситуации ребенок самостоятельно ходит, а близость родителей дает ему ощущение безопасности.
Поощряйте ребенка к хождению, показывая ему также привлекательные игрушки. Со временем, когда умение ходить станет автоматическим, ребенок будет охотно играть игрушками, которые можно с собой тянуть (коляски для кукол, бабочки с подвижными крыльями и др.). Все игрушки, которые двигаются, вращаются, звенят при движении, поощряют, а в конечном итоге и заставляют ребенка смотреть, наблюдать движения. А это очень полезные упражнения для развития у ребенка всех зрительных функций.
Старайтесь чаще совместно рассматривать рисунки. Они должны быть средней величины, контрастных цветов. Первые книги должны содержать изображения отдельных вещей или предметов. Постепенно даете ребенку картинки с изображением простых сюжетных ситуаций.
Совместное рассмотрение книжек влияет не только на развитие зрительных функций, а также и на развитие речи. Зрительно-двигательную координацию очень хорошо развивают манипуляционные игры, к которым относятся: нанизывание бусинок; составление пирамидки (деревянной, пластиковой) кубики разного размера; коробочки; ведерко, лопатка.
Игра с песком, водой - самые любимые детьми формы манипуляции. Пересыпки песка, переливание воды, копание лопаткой песка очень захватывают ребенка, и вы можете обеспечить ему много возможностей для таких забав.
- Ребенок от 2 до 3 лет
В этот период появляется новый вид деятельности, которой необходимо заинтересовать ребенка, - рисование. В первом полугодии 2 года жизни ребенок уже может пользоваться карандашом или мелом. Поскольку слабовидящий ребенок может сам не обнаружить интерес рисованием, попробуйте привлечь его.
Для рисования выберите мягкие мелки (например, восковые), лист бумаги (по цвету контрастный с мелом). Если условия проживания позволяют, бумагу или доску для рисования можно повесить на стене.
Меняйте цвет мела, бумаги. Иногда можно купить флуоресцентный мел (светящийся). Поощряйте ребенка к рисованию на песке. Во время рисования дома обеспечьте хорошее освещение места рисования или уменьшите количество света (что особенно важно для детей со светобоязнью).
2-летний ребенок стремится все делать самостоятельно («я сам"). Он уже может пить из чашки, которую самостоятельно поддерживает одной ручкой, набирать ложечкой пищу, находить на столе свою посуду и пользоваться ей; снимать с головы предварительно развязанную шапочку, одевать ее на голову, просовывать голову, руки, ноги в соответствующие отверстия одежды, снимать предварительно расстегнуть куртку, разъединять молнию, снимать туфли; мыть руки с мылом с помощью взрослого; самостоятельно садиться на горшок, когда чувствует в этом потребность.
Овладение навыками самообслуживания очень важно, потому что дает ребенку ощущение самостоятельности.
Важно, чтобы атмосфера общения была спокойной, душевной. Не начинайте учить ребенка, когда он в плохом настроении. Будьте сдержанны, спокойны, но решительны. Старайтесь заметить каждый, даже самый маленький успех ребенка и похвалить его за хорошо выполненную работу.
Советы родителям.
- Пить из чашки, которая держится одной рукой, ребенку легче научится, если у чашки будет одно ушко и она не будет слишком тяжелой. Сначала наливайте меньшее количество жидкости, чтобы предотвратить разлив.
- Набирать ложечкой еду ребенку легче научиться, если предлагаемые блюда будут не слишком густые и не слишком жидкие, например, потертое яблоко, сырок, пудинг. Посуда, из которого ребенок будет набирать еду, не должна быть мелкой. Особенно на первых этапах давайте ребенку блюда в глубокой тарелке (мисочке) с высокими краями, чтобы их было хорошо видно на тарелке: сырок - в темной мисочке, а потертое яблоко - в светлой. Если ребенку сложно самму набирать еду, возьмите его ручку в свою и сделайте это вместе.
- Найти на столе посуду и взять ее в руки поможет размещения ее на контрастной подносе или подставке.
- Обучая ребенка просовывать руки, ноги, голову в соответствующие части одежды, начинайте с распашонки с короткими рукавами и коротких штанишек. Сначала покажите, как выглядят места, куда он должен вставить ноги. Используйте игру (например, спросите: "Где ножка? ", а когда появится в штанине, говорите: "Ку-ку, вот она!").
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)