Ребенок инвалид как часть окружающего мира
С первых дней своей жизни ребенок живет, развивается, учится в окружающей среде. Окружающая среда, в широком смысле этого слова, - это наша планета Земля, Космос, Вселенная; в узком - конкретная среда, окружающая ребенка непосредственно (квартира, дом, двор, парк, магазин и т.д.).
Задача родителей - помочь ребенку познать окружающую среду, сделать в ней первые шаги, научить наблюдать, любить природу, бережно относиться к самому себе, другим людям, миру вещей, верить в свои силы и способности.
Во время ознакомления с окружающим миром целесообразно предлагать ребенку задания, уровень сложности которых соответствует его возрасту.
Помните, содержание задач (чему именно обучаем) определяется не степенью снижения слуха, а возрастом ребенка.
Методы и средства обучения (как обучаем) детей с нарушениями слуха являются особыми.
В работе с детьми с нарушениями слуха усвоение знаний об окружающей среде осуществляется:
- В процессе деятельности (например, при уходе за комнатными растениями или мытья посуды)
- С обязательным использованием наглядности (рисунков, предметов, макетов и т.п.);
- С постоянным объяснением, сопровождением речью (устной, написанными табличками) и / или жестовой речью.
Соотношение этих средств зависит от этапа обучения, вида задачи и индивидуальных особенностей ребенка.
Помните, предлагая ребенку задание, необходимо:
- Показывать и одновременно объяснять ребенку способ выполнения задания;
- Объясняя задачи, убедиться, все ли ребенок понял правильно, при необходимости повторить объяснение или перефразировать, используя знакомые слова;
- В процессе выполнения задания подсказывать, помогать, советовать.
Из опыта родителей: одинаковые по сложности задания дети с нарушениями слуха выполняют по-разному - в одном случае безупречно, а во втором совсем неправильно. Причина различных заключается в том, что в первом случае демонстрировался образец выполнения, который ребенок воспринимал зрением, объяснения подавались достаточно громко, знакомыми словами и ребенок его хорошо понял. Во втором случае ребенок не выполнил задачу из-за того, что не слышал хорошо содержания задачи, неправильно его понял.
Наблюдение за природой.
Во время прогулки с ребенком, общаясь дома, по дороге в садик, нужно как можно больше привлекать его внимание к различным предметам и явлениям, расширять круг его представлений, больше рассказывать об окружающем мире в доступной форме (в соответствии с возрастом).
Важно научить ребенка наблюдать. Наблюдая, ребенок сравнивает, сопоставляет, находит подобное и отличное. Так, обратив внимание на то, что листья деревьев отличаются по форме, можно научить по листьям определять породу дерева. Во время прогулок следует обращать внимание ребенка на цвет неба, на то, как светит солнце, как дует ветер, как падает снег, показать ему характерные признаки деревьев: цвет и форму ствола, размещение ветвей и тому подобное; обращать внимание на то, что вода зимой превращается в лед, осенью листья желтые; предлагать найти красивое дерево в парке или два одинаковых дерева и др. Гуляя в парке или в лесу, пусть ребенок вспомнит, как здесь было летом, скажет, какие изменения произошли.
Перед прогулкой в парк, лес, сад дайте ребенку по листочку с разных деревьев и поставьте задачи: узнать, из какого дерева этот листочек.
Целесообразно учить ребенка рассказывать о природе в определенной последовательности:
- Погода: температура воздуха (тепло, холодно), ветер (дует ветер, дует холодный ветер), погода (ясно, ясно), осадки (идет дождь, снег);
- Растения: изменения в жизни растений в разное время года (цвет листьев, созревание плодов, цветение)
- Животные: изменения в жизни зверей и птиц (поведение, питание, прилет и отлет птиц, зимовка животных, окраска меха в разное время года и т.д.);
- Деятельность людей: сезонное изменения в деятельности людей, развлечения детей, праздники).
Осень После лета наступила осень. Облачно. Небо серое. Солнце не светит. Часто идет дождь. Дует холодный ветер. Холодно.
Листья на деревьях желтые и красные. В лесу много грибов. На поле и огороде выросли овощи. В саду выросли вкусные фрукты.
Животные готовятся к зиме. Спрятались насекомые. Звери запасают еду. Готовят к холодам свои дома. Птицы улетают в теплые края.
На поле и огороде собирают овощи.
Специальные упражнения помогут вам научить ребенка отвечать на вопросы, повторять за взрослым, а затем самостоятельно рассказывать.
1. Расскажи, какая сегодня погода. Добери правильно.
Сегодня тепло. Сегодня холодно. Ясно. Облачно. Небо серое. Небо голубое. Солнце светит. Солнце не светит. Идет дождь. Дождь не идет. Идет снег.
2. Прочитай и дополни предложения об осени.
Наступила .... Мало светит .... Идет .... Стало желтым и красным .... Улетают в теплые края .... На поле и огороде собирают .... (Дождь, солнце, листья, овощи, осень, птицы)
Целесообразно выбрать для постоянных наблюдений определенный уголок природы (место во дворе, лесная поляна и т.п.) и приходить туда и осенью, и зимой, и весной. Можно выбрать для наблюдений определенное дерево, например, березку (осенью листья на березке желтые, зимой листьев нет, березка вся в снегу; весной увеличиваются почки, появляются листья).
С помощью вопросов взрослый побуждает ребенка внимательно присматриваться к изменениям в природе и определенных зависимостей, активизирует его воображение, фантазию (например: что ты заметил в природе не так, как было вчера? Где уже появились первые признаки осени (зимы, весны)? как изменилась березка? ).
1. «Дети часто ходили в лес. Однажды Лена собрала полную корзину белых грибов. Затем помогала брату искать грибы. Дети долго гуляли в лесу.» Какое время года? Почему?
2. Если дует холодный ветер, то какая будет погода? (Холодная).
3. Когда на небе тучи, то что будет? (Дождь).
4. Если дети купаются в реке, то время года? (Лето).
5. Какая разница между летним дождем и осенним?
6. Летом идет ... дождь. Осенью идет ... дождь. (Теплый, холодный.)
7. Запомни пару слов. Вспомни по первому слову его пару.
Зима - снег Весна - цветы Лето - солнце Осень - дождь
Дни недели, месяцы, год.
Целенаправленная работа по формированию временных представлений начинается в раннем возрасте. Родители могут изготовить собственноручно домашние календаре, по которым будут заниматься с ребенком. Использование различных типов календарей предоставляет ребенку возможность отследить периодичность изменения частей суток, дней недели, месяцев, времен года. Для формирования представления о днях недели эффективен отрывной календарь (продается в киосках «Пресса»), календарь «Дни недели». Последний состоит из рейки с постоянными надписями дней недели в нижней строке, под каждым названием дня недели - маленький крючок, отдельно - семь табличек с названиями дней недели. В верхней строке - семь окошек. Одна строка подвижная.
понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
Ежедневно с отрывного календаря отрывается листок, который нанизывается на крючок под соответствующим названием дня в календаре «Дни недели». Из семи табличек выбирается необходимая и прикрепляется вверху. На следующий день отрывается следующий листок и прикрепляется под соответствующей надписью, а табличка с названием дня недели заменяется и перемещается в верхней строке. Ребенок имеет возможность видеть постоянство, неизменность недели (семь дней нижней строки) и сменяемость каждый день. Кроме того, демонстрируется наглядная цикличность повторения самой недели. Таким образом формируется представление о неделе. Когда месяц заканчивается, все оторванные листья собираются и переводятся в следующий календарь - «Двенадцать месяцев».
Этот календарь уместно изготовить в форме овала или круга. По внешнему краю на равном расстоянии (подобно циферблату) размещаются двенадцать карманов такого размера, чтобы в каждой из них можно было положить все оторванные листья одного месяца. На каждом кармане - название месяца. Внутреннее пространство делится на четыре сектора, в соответствии с четырех сезонов, различающихся цветом и обозначаются надписью: ЗИМА - голубой, ВЕСНА - зеленый, ЛЕТО - красный, ОСЕНЬ - желтый. В центре прикрепляется подвижная стрелка с надписью «месяц», которая указывает на текущий месяц. Так наглядное видно изменение месяцев и одного времени года на другие.
В процессе работы с календарями используется следующий ориентировочный словарь (устно и письменно):
Какой сегодня день? Который вчера был день? Какой завтра будет день? Какой месяц?
Какое время года сейчас? Было? Будет?
Книжки с картинками.
Особое внимание следует уделять чтению книг. Книги с яркими рисунками людей, животных, растений и рассказы взрослых о изображенном расширяют представления детей об окружающем мире. Дети запоминают увиденное, если все это вызывает определенные эмоции, переживания.
Если ребенок не посещает детский сад, воспользуйтесь программами обучения в детском саду для детей с нарушениями слуха, чтобы сориентироваться в требованиях к речевому развитию ребенка, спланировать занятия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)