Подготовка ребенка с особыми потребностями к переходам
Переход - это любое событие, ведет к изменениям в постоянном ритме жизни, в отношениях, ожиданиях или исполнении ролей. Переходы в жизни являются привычными и происходят в течение всего жизненного цикла. Во время учебы переходы у детей происходят в разные моменты: начало обучения в школе, переход из класса в класс, смена школы.
Если проблемы при переходе возникают у обычных детей, то у детей с особыми потребностями они могут быть еще больше. Для минимизации таких трудностей необходимо детальное планирование переходов.
Решение по планированию переходов должно учитывать индивидуальность каждого ребенка, то есть понимание его сильных сторон и потребностей, целей, а также ситуации в семье. Планирование перехода должно быть динамичным и постоянным, чтобы учитывать изменение его преимуществ и обстоятельств со временем. Письменный вариант планировки перехода должен быть включен в ИУП вместе с целями и стратегиями перехода.
Чтобы переходы были успешными, в них также привлекается вся учебная команда, включая родителей, детей, учителей и, возможно, представителей общины (например, членов приемных комиссий учебных заведений профессионального и высшего образования, потенциальных работодателей и др.). Привлечение различных специалистов гарантирует, что будут приняты осознанные решения, взята общая ответственность и обеспечен широкий спектр поддержки ребенка.
На протяжении обучения в школе детей нужно год за годом все больше привлекать к планированию их переходов. Участие в процессе планирования помогает детям лучше понимать свои потребности и сильные стороны. При планировании они лучше понимают виды адаптаций и приспособлений, необходимых для преодоления своих образовательных проблем, получают возможности развивать такие необходимые навыки отстаивания собственных интересов и решения проблем.
Планирование последующего развития ребенка начинается тогда, когда он выражает заинтересованность выполнять какую-то работу, когда станет взрослым. Однако планирование перехода должно концентрироваться не только на необходимых для успеха академических навыках, но и на помощи ребенку в развитии способностей решения проблем в новых ситуациях, регулировать свою деятельность в соответствии взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Успешность переходов зависит от:
• заблаговременного и систематического планирования;
• осознанного определения надежд и мечтаний;
• детального изучения диапазона возможностей;
• использования надлежащих стратегий, которые бы помогали вашему ребенку двигаться от одного этапа к другому.
Заблаговременное планирование.
Для успешных переходов необходимо заранее планировать нынешние изменения. Таким образом планирование у нас всегда будет ориентированным на будущее, будет существовать постоянная программа на протяжении всех лет обучения вашего ребенка, а также применение этой программы и необходимых способов помощи. Например, переход вашего ребенка из общеобразовательной школы в вуз требует неформального планирования в начальной школе и серьезно планирования уже в средней школе. Так у вас и вашего ребенка будет время познакомиться с имеющимися услугами и окружением, для внедрения необходимых планов в действие, чтобы таким образом он достигла поставленных перед собой целей.
В раннем возрасте вашему ребенку необходимо понять, что изменения и испытания являются неотъемлемой частью жизни. Для достижения маленького, но мерного успеха, детям необходима поддержка и поощрение. Хвалите способности своего ребенка и вместе формируйте его сильные стороны. Личные навыки и отношения действительно влияют на индивидуальный подход к обучению в течении всей жизни. Когда вы помогаете своему ребенку стать более уверенным и самосознательным, то работаете и над тем, чтобы он лучше умел ставить реалистичные цели и развивать навыки, необходимые для достижения этих целей. Обучение преодолевать переходы в раннем возрасте создает гибкую, адаптивную и результативную линию поведения в постоянно меняющемся мире.
Определение надежд и мечтаний.
Важно выявить сильные стороны, способности и таланты вашего ребенка и внести их в индивидуализированный план. Также есть смысл помочь ребенку определять мечты и надежды на будущее. Это очень важно для планирования перехода от высшего образования к самостоятельной взрослой жизни.
Говорите с ребенком о его мыслях относительно развития событий после завершения обучения: прохождение обучающих тренингов, привлечение к рынку труда, вариантов решения жизненных ситуаций, способов проведения свободного времени - обо всех его мнениях относительно будущего. Вам следует также определиться со своими собственными реалистичными желаниями и ожиданиями в отношении своего ребенка и формировать видение будущего для всей семьи.
Взаимосвязи между этапами.
Переход может стать сложным периодом для вашего ребенка. Только вы остаетесь с ним постоянно при смене одного окружения на другое. А поскольку вы знаете своего ребенка лучше, то вам известны те сферы, где ребенку будет нужна дальнейшая поддержка и усилия, чтобы справиться с новыми трудностями. Они могут касаться улучшения навыков самоадвокатства и принятия решений, самостоятельного решения проблем и позитивного отношения к своим способностям.
При переходе вашего ребенка на новую учебную программу или в новое учебное заведение у вас может возникнуть много вопросов. Вот некоторые примеры:
• Какие стратегии применять, чтобы помочь моему ребенку удовлетворить его особые образовательные потребности?
• Как в этой программе измеряются достижения?
• Будет ли учиться мой ребенок по обычной общепринятой программе?
• Сколько мой ребенок будет учиться по этой программе?
• Что нам нужно сделать для будущего зачисления на программу?
• Это новая или уже апробирована программа?
• Будут ли в классе дети с подобными моему ребенку образовательными потребностями?
• Как мне проинформировать учителей о индивидуальных образовательных цели и мечт моего ребенка на будущее?
• Как эта новая программа или школа будет способствовать достижению наших целей? При переходе дети должны знать, что в случае возникновения у них личных или учебных трудностей в заведении существуют средства поддержки.
Убедите своего ребенка, что учителя и сотрудники будут готовы поддержать его в этот новый для него период жизни. Привлекайте к помощи и братьев и сестер, других членов семьи, соседей и всех, кто может положительно влиять на переход вашего ребенка.
Советы при переходе с начальной школы.
• Помните о нужде вашего ребенка быть независимым.
• Убедитесь, что в ИУП планируется развивать те навыки, которые помогут вашему ребенку стать самостоятельным.
• Помогите своему ребенку привыкнуть к новому окружению и людей, посетите новую школу и новых учителей перед переводом туда ребенка.
• Определите, какие навыки понадобятся вашему ребенку в новом окружении и поддерживайте возможности овладеть именно ими.
• Привлеките ребенка к оздоровительным программам в рамках общины.
• Прислушивайтесь к опасениям вашего ребенка по поводу переходов. Обсудите с ним переход и сделайте упор на положительных аспектах новой обстановки.
• Отмечайте развитые умения и навыки вашего ребенка внутри семьи - это поможет ему овладеть новыми и приблизиться к своей мечте.
Советы по переходу из средней школы.
• Поддерживайте усилия школы, направленные на приобретение рабочего и обслуживающего опыта.
• Обеспечьте, чтобы в ИУП были внесены те навыки, в которых ваш ребенок будет нуждаться в различных ситуациях.
• Если возможно, учите ребенка пользоваться общественным транспортом.
• Изучайте необходимые вспомогательные технологии и учите ребенка работать на компьютере.
• Начинайте выяснять варианты развития карьеры ребенка.
• Поощряйте ребенка определять свои сильные стороны в обучении.
• Активно поощряйте ребенка устанавливать перед собой цели.
• Учите ребенка следить за своими успехами. Помогите ему разработать план, как делиться этой информацией с учебной командой.
• Определяйте сферы успехов ребенка и опирайтесь на них.
• Выясните, какие подходы не дают результатов и ищите альтернативные методы и планы решения ситуаций.
Советы по переходу из старшей школы.
• Станьте ментором своего ребенка. Прислушивайтесь к надеждам и мечтаниям вашего ребенка и продолжайте их поддерживать.
• Помогайте ребенку анализировать последствия принятых решений и каким образом надежда, отношения и ценности влияют на жизнь и принятие решений по ходу карьеры.
• Поддерживайте стремление ребенка к самостоятельности и давайте ему возможность привлекаться к жизни общины.
• Продолжайте исследовать необходимые адаптации и вспомогательные технологии.
• Изучайте имеющиеся возможности и вспомогательные службы, которые могут потребоваться после окончания учебы.
• Выясните требования к поступлению в высшие учебные заведения, которые интересуют вашего ребенка;
• Соберите все необходимые документы для оказания поддержки вашему ребенку в высшей школе.
• Узнайте о наличии всех необходимых приспособлений для обучения и проживания вашего ребенка до того, как он вступит в учебное заведение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)