Эффективное использование адаптаций
Поскольку родители являются членами учебной команды, они могут консультировать учителей по отбору и оценке использования адаптаций, таких как дополнительное время на выполнение тестов или аудио версии учебников. Понимание привычных барьеров для эффективного использования адаптаций может помочь группе в выработке тщательных и всесторонних решений по адаптации, необходимых для отдельных учеников.
Барьеры в эффективном использовании.
Некоторые родители, ученики и учителя считают, что адаптации предоставляют ученикам с особыми потребностями несправедливое преимущество над другими учениками. Иначе говоря, адаптированное изменение способа выполнения тестового задания или упражнения иногда рассматривается как предоставление ученику с особыми потребностями определенных дополнительных возможностей, которых не должны другие дети. На самом деле адаптации устраняют или хотя бы уменьшают влияние нарушений ученика и таким образом придают ему равные возможности для успеха.
Вторым неправильным подходом является восприятие адаптации как замены необходимости приобретать или развивать базовые навыки. Эффективные адаптации уменьшают влияние ограниченных учебных возможностей многих учеников и облегчают получение и генерирования ими информации. В то же время, применение адаптации следует сбалансировать с обучением и тренировкой базовых навыков, чтобы обеспечить дальнейшее овладение учащимися новыми навыками и стимулировать самостоятельности.
Советы по обеспечению надлежащих адаптаций для вашего ребенка:
• обсудите преимущества и ограничения применения адаптации со своим ребенком, его учителями и другими профессионалами;
• при выборе адаптации обеспечьте учет сильных сторон вашего ребенка;
• если возможно, привлеките своего ребенка в процесс выбора и оценки адаптации. Часто дети сами знают, что для них лучше;
• обеспечьте запись каждой адаптации в ИУП вашего ребенка;
• относитесь положительно к адаптации, которые обычно ассоциируются с проблемами, которых у вашего ребенка нет. Например, ученики, которым трудно учиться, получат от прослушивания аудиозаписей такую же пользу, как и ученики с нарушениями зрения;
• убеждайте команду устанавливать приоритетность адаптации, если их надо внедрить несколько. Вашему ребенку может понадобиться время для привыкания к первой из них перед тем, как будет внедряться другу;
• обсуждайте с ребенком пользу адаптации после того, как он их попробует;
• сравнивайте результаты до и после использования адаптаций;
• где возможно, усиливайте применения адаптации дома.
Место учебы.
Многие дети с особыми потребностями учатся в обычных кабинетах своих школ и в течение дня обеспечиваются программами, поддержкой и услугами, соответствующими их особым потребностям. Места обучения могут быть разными - разные дети требуют разных видов поддержки. Решение по местам обучения учеников лучше принимать в каждом случае отдельно.
Решение относительно места обучения отдельного ребенка должно приниматься в ходе сотрудничества. Если есть несогласие, родители могут обжаловать решение.
Размещение в обычных классах.
Инклюзия по своему определению касается не простого привлечения к массовой общеобразовательной школы, а специально разработанных образовательных программ и поддержки учащихся с особыми потребностями в обычных классах и школах вблизи дома.
Есть несколько терминов, описывающих адаптации учащихся с особыми потребностями, а именно мейнстриминг, интеграция и инклюзия. Чтобы быть эффективной, инклюзия требует подготовки со стороны родителей и учителей, принадлежащих образовательным адаптациям и тщательного планирования. Ученики без особых потребностей также получают положительный опыт - у них расширяется понимание, восприятие и уважение к другим.
Специализированные занятия.
Все решения о зачислении ученика в коллектив должны приниматься в интересах каждого отдельного ребенка, чтобы они могли преодолевать трудности и достигать успехов. Для некоторых учеников с особыми потребностями полная инклюзия может и не быть лучшим вариантом. Другим детям с особыми потребностями или с чрезвычайными способностями может быть полезным обучение по специализированным программам. В отдельных случаях этих детей отправляют на учебу в специализированные классы соседних или районных школ. Они могут посещать специализированные занятия постоянно или изучать отдельные предметы в обычных классах.
Раздел 4 Поддержка социального и эмоционального развития
Пропагандируйте понимание специфических потребностей вашего ребенка
Вы сможете помочь ребенку, когда понимаете и цените его сильные стороны и особые потребности. Ребенок становится более уверенным и спокойным, когда понимает свою особенность и значимость.
В зависимости от степени понимания вашего ребенка ищите способы как помочь ему осознать и работать с его уникальными сильными сторонами и образовательными потребностями.
Советы по обсуждению с вашим ребенком особых образовательных потребностей.
• Поговорите о понятии особых потребностей и что это значит для обучения;
• давайте отдельные советы, которые помогли вашему ребенку понять, что ему помогает учиться лучше, например: «Мне кажется, что ты лучше запоминаешь информацию, когда видишь предметы»;
• если необходимо, объясняйте своему ребенку результаты оценивания, чтобы он лучше понимал свои возможности и потребности, а также их связь с обучением и жизнью;
• объясняйте, что каждый человек учится со своей скоростью и особым подходом. Например, одни дети учатся лучше, когда прослушают предлагаемые им материалы, а другие - когда прочитают или увидят ситуацию своими глазами;
• используйте слова, которые ваш ребенок понимает;
• упор на том, что ваш ребенок не остается наедине со своими проблемами. Ему смогут помочь родители, дедушки и бабушки, семья, персонал школы;
• помощь, которую будет получать ваш ребенок, описывайте конкретно, реалистично и положительно;
• обсудите, как нужно реагировать на возможные оскорбления от сверстников;
• проводите ролевые игры, моделируя возможные сложные ситуации в школе;
• ищите возможной поддержки и информационного обеспечения. Когда ваш ребенок будет расти, помогайте ему делать это самостоятельно, чтобы со временем он мог отстаивать собственные образовательные потребности;
• целесообразно поощрять ребенка к активному участию в работе учебной команды с ИУП, определение реалистичных целей по результатам обучения;
• уверяйте ребенка, что существует ряд возможностей для лиц с особыми потребностями;
• дайте почитать ребенку книги, в которых описываются подобные его проблемы. В детской литературе человеческие отношения, условия и ситуации описываются ярко и убедительно;
• книги дают возможность детям устанавливать связи между событиями и главными героями и проводить параллели с их собственной жизнью. Именно так часто смягчается ощущение одиночества, смятение или изоляции. В жизни дети могут опираться на мудрость и модели поведения, взятые из прочитанных или прослушанных книг.
Подбадривайте.
После того, как семья впервые узнала, что у ребенка есть особые потребности, ей понадобится время для адаптации. Ребенку также может быть нелегко в этот период. Подбадривайте его, больше обращайте внимание на его сильные стороны - это поможет сформировать равновесие с выявленными проблемами. Способности есть у всех детей, их нужно только выявить и развивать.
Будьте готовы помогать ребенку, однако, при малейшей возможности усиливайте его независимость. Подбадривайте и поощряйте ребенка, чтобы воспитать у него самоуверенность.
Хвалите всегда за конкретное действие, будьте красноречивыми:
• «Ты очень хорошо сделал ...»
• «Я вижу, что ты гораздо лучше учишься, когда ...»
• «Я заметил улучшение в ...»
• «Хочешь, поработаем вместе над ...»
• «Я очень ценю твою большую работу и усилия, потраченные на ...»
• «Чем я могу тебе помочь ...»
• «Я вижу, ты хорошо поработал над ...»
• «Спасибо, что ты тщательно выполнил задание ...»
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)