Адаптации как инструмент совершенствования инклюзивного процесса
Для улучшения возможностей обучения большинства учащихся с особыми потребностями необходимые адаптации. Адаптация - это изменение привычного способа обучения ученика, способа выполнения задания или пребывания ученика в классе. Есть три общепринятые типы адаптации:
• Приспособления класса и физических предметов: специальные стулья, технические приспособления и т.
• Адаптация способов обучения: предоставление копий записей, другие материалы для чтения и тому подобное.
• Адаптация способов оценки и тестирования: дополнительное время, устные тесты и т.
Чтобы быть эффективными, эти адаптации должны удовлетворять особые учебные потребности отдельных учащихся.
Приспособление кабинета.
Школьная атмосфера должна способствовать обучению и успехам всех учеников, оказывать поддержку. У учителей может возникнуть необходимость осуществления различных адаптаций для того, чтобы это окружение соответствовало и требованиям учащихся с особыми потребностями.
Школьный персонал может производить оборудование и материалы, чтобы помочь ученикам успешно учиться. Среди приспособлений могут быть и такие:
• увеличение шрифта материалов для чтения;
• заведение отдельной тетради для записи предложений ученика с особыми потребностями;
• частое использование наглядности во время счета;
• предоставление специальных устройств для держания ручки или карандаша;
• использование маркеров для выделения ключевой информации;
• предоставление настольных карточек с цифрами или буквами алфавита;
• доступ к компьютеру для проверки правильности написания слов, обработки текстов, построения графиков и планирования работ;
• подготовка бумаги разных типов: в клетку, в линейку, с пунктирными линейками.
Можно также приспосабливать кабинеты. К примеру:
• использование индивидуальных кабинок или парт для учеников, которым необходимо рабочее место, чтобы не отвлекаться;
• позволять ученику выполнять отдельные работы стоя, а не сидя;
• пересаживать ученика по классу, пока не будет найдено удобное для него место.
Адаптации процесса обучения.
Адаптация процесса обучения основывается на понимании того, каким образом отдельный ученик может демонстрировать максимальные успехи в учебе. Соответствующие учебные адаптации обеспечивают возможности для обучения и поддержку, в которых нуждается ученик. Обсудите с одноклассниками своего ребенка адаптации, которые по их мнению, способствовали обучению вашего ребенка.
Вот некоторые образцы адаптации процесса обучения:
• разбивка процесса обучения на подэтапы;
• привлечение учащихся и индивидуальных учителей (репетиторов)
• использование методов обучения, которые задействуют все каналы восприятия. Например, на уроке о переработке отходов можно показать об этом фильм, выставить иллюстрации - продукты переработки и прочитать соответствующие тексты.
• демонстрация примеров выполнения поставленной задачи;
• формулировка вопросов, которые требуют разных уровней умственной активности;
• использование ролевых игр для тренировки новых навыков;
• использование элемента «мозговых атак» - это поможет ученикам учиться у партнеров и строить свои идеи на основе идей других.
Вспомогательные технологии.
Вспомогательная технология используется в специализированном образовании, где есть учащиеся с особыми потребностями для доступа к успешному обучению и не нужна ученикам, у которых нет особых потребностей. Вспомогательная технология (которую еще иногда называют адаптивной технологией) помогает уменьшить барьеры в обучении, причиненные вследствие физических, сенсорных, когнитивных, речевых или учебных нарушений, и помогает ученикам выполнять те задачи, которые без нее было бы трудно или невозможно выполнить самому. Самыми известными среди вспомогательных технологий есть компьютеры, однако существует много других разнообразных способов помощи в обучении ученикам, которым оно дается нелегко.
В учебной команде может возникнуть необходимость использования определенной вспомогательной технологии для вашего ребенка. Однако, не каждый ученик с особыми потребностями будет иметь успехи от применения вспомогательной технологии. Решение о применении вспомогательной технологии должно приниматься индивидуально к каждому случаю с учетом сильных сторон, потребностей и мотиваций вашего ребенка, оценки эффективности и стоимости применения.
В многих школьных учреждениях вспомогательные технологии могут успешно применяться для широких групп учащихся. Например, аудио книги могут слушать группы учащихся с разным уровнем потребности, а также те, у кого особые потребности не обнаружены. Таким образом, создаются возможности одинакового участия, а также ощущение сообщества и равенства.
Компьютеры как средства обучения.
Компьютеры могут быть мотивирующим средством обучения чтению и письму. Сам процесс письма требует физических и физиологических напряжений, тогда как компьютеры могут предложить отдельным детям эффективный способ письма. Компьютерные программы помогают ученикам проверять правильность написания слов и формирование у учащихся навыков чтения с помощью интерактивных средств, таких как аудио текст, анимация, увлекательные рисунки, выделенные слова и вопросы с ответами.
Много приспособлений, таких как сенсорные экраны, специальные крышки экрана и голосовые активаторы предоставляют ученикам с особыми потребностями возможности в полной мере привлекаться к обучению и работе с компьютером. Специальные программы могут помогать отдельным ученикам развивать и тренировать новые приобретенные навыки.
Вспомогательные технологии с каждым годом развиваются, и то, что ваш ребенок не смог получить в этом году, может стать более доступным в следующем.
Советы по выбору программного обеспечения, которое ваш ребенок может использовать дома.
Будьте любознательными и ставьте подобные вопросы:
• Адаптирована ли программа с потребностями моего ребенка?
• Каким способностям или понятиям он учит или совершенствует?
• Скорость работы приемлема для моего ребенка?
• Дает ли возможность моему ребенку принимать собственные решения с минимальной помощью от взрослых?
• Интересна для моего ребенка?
• Или мотивирует он ли моего ребенка?
• Достаточно ли он гибкая, чтобы давать возможность пользователям выбрать или изменить уровень сложности или предлагаемый учебный материал, чтобы его можно было использовать для развития навыков моего ребенка?
• Или он достаточна для развития, обучения и социализации?
Адаптации школьного оценивания.
Для некоторых учеников требуется специальная адаптация школьного оценивания, чтобы родители и учителя могли собирать информацию, необходимую для формирования четкой и реалистичной картины успешности и достижений ученика. Обычно ученики знают, что им нужно для демонстрации своих знаний в классе и во время тестирования. Важно обсудить предложения вашего ребенка с учителями, или, если возможно, дать возможность самому ребенку начать такое обсуждение и предложить необходимые адаптации.
Среди таких адаптаций могут быть следующие:
• больше времени на выполнение;
• перерывы во время выполнения теста;
• меньше вопросов;
• разбивка теста на части и их представления ученикам на различных уроках;
• коммуникатор с сенсорным экраном для записи ответов;
• возможность записать ответы на диктофон;
• подробное объяснение;
• использование устройства считывания текстов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)