Формирование у детей инвалидов социально-бытовых навыков
Несмотря на то, что ребенку гораздо легче запомнить звучание буквы или цифры, обучение письму должно начинаться с рисования, любимого занятия почти каждого малыша. Именно с рисования начинается формирование так называемой графического навыка, который с особыми осложнениями формируется на первых этапах обучения почти у каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Скоординированность движений, осознание таких пространственных понятий как справа, слева, вверху, внизу, посередине и т.д. вызывают интерес к задаче, способствующей формированию полноценного письма. Однако, на начальных этапах овладения письмом писать лучше карандашом: легче справиться с напором, всегда на помощь может прийти резинка и избавит ребенка отчаяния и разочарований. Для облегчения выполнения упражнений используются увеличенные клетки, которые можно расчертить самим, либо воспользоваться специально разработанными учебными пособиями для детей с особыми образовательными потребностями ("Тетрадь для дошкольника", "Готовимся к школе" и др.).
Главным в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья является формирование у них социально-бытовых навыков, то есть знаний об окружающем мире, о себе, о правилах взаимодействия с этим миром. Внимание должно быть акцентировано не только на формировании умений читать и писать, но и на том знает школьник о назначении тех или иных предметов, умеет ими пользоваться, умеет или пытается обслуживать себя.
На первых этапах обучения родители должны сами создавать игровые и учебно-игры ситуации, которые бы стимулировали воспроизведение различных действий, способствовали познанию нового, вызвали положительные эмоции у ребенка.
Принимая активное участие в составлении коррекционно-образовательных программ и оценке их результативности, родители совместно с педагогами определяют приоритетные направления в этих программах. В частности, развитие коммуникативных умений для всех категорий детей, которые учатся в инклюзивных условиях имеет непреходящее значение, поскольку привлечение к полноценной коммуникации является одной из важных и сложных задач на протяжении всего обучения. Очевидно, консультационные семинары, тренинги, на которых обсуждаются эти вопросы должны быть инициированы именно родителями детей, которые нуждаются в помощи. Именно проведение таких мероприятий позволит родителям осознать, что их ребенок не является ребенком с проблемами, а просто ребенок со своими особенностями, отличный от других, со своим мировоззрением, своим средством общения, своим мышлением. Родителям важно понимать, что семья должна жить полноценной жизнью и воспринимать ситуацию такой, как он есть, поскольку наибольшую помощь может оказать именно семья, и окружение, где занимаются личным ростом, прилагают усилия, чтобы лучше понимать «особого» ребенка, испытывает взаимопомощь и доверие.
Открытость образовательного процесса в классах инклюзивного обучения предполагает межличностные контакты между родителями, педагогами, детьми. Проведение совместных праздников, участие в интерактивных играх, занятиях, массовых мероприятиях помогает формированию у родителей реального образа «особого» ребенка и понимание его внутреннего мира.
Снятию эмоциональной нагрузки, которое часто сопровождает семьи детей с особыми потребностями, помогают так называемые релаксационные (расслабляющие) упражнения, которые способствуют уменьшению напряжения, возвращению в состояние равновесия.
Создают определенный позитивный настрой "танцевальные минутки", которые являются составной танцевальной психотерапии, которая широко используется для снятия стрессовой нагрузки. Танцевальные движения, дополненные мимикой, жестами, создают композицию, которая помогает снимать психологическую нагрузку, оптимизировать положительные эмоции. Благодаря такому взаимодействию родители корректируют эмоциональную сферу детей, учат направлять свое поведение, снимают страхи, проявления агрессии и тому подобное.
Как быть эффективным отцом-адвокатом.
• Сами адвокаты работают с другими. Сотрудничая с учителями и другими родителями, ища поддержки внутри семьи и получая помощь от общественных организаций, вы находите взаимовыгодные для всех сторон решения.
• Рассматривайте адвокатство как длительный процесс. Каждый полученный опыт улучшает ваши навыки коммуникации и сотрудничества.
• Ожидайте постоянной и длительной работы в этом направлении, поскольку потребности вашего ребенка со временем будут меняться.
• Подумайте кратко- и долгосрочные планы для вашего ребенка. Четко определите их для себя, чтобы могли убедительно донести до других.
• Ожидайте вежливости и уважения от школьного персонала. Обычно, результативное привлечения родителей является ключевой ценностью системы образования.
• Уважайте людей, которые работают от имени вашего ребенка.
• Отдавайте себе отчет в свои ограничениях и при необходимости ищите помощи. Если вы попросите, окружающие смогут вам помочь.
• Не теряйте чувства юмора.
• Будьте спокойны. Иногда для поиска необходимой вам информации путем проб и ошибок нужно будет потратить много времени.
• Слушайте других и учитывайте их перспективы - это важно для формирования взаимопонимания и добрых отношений.
• Отмечайте успехи вашего ребенка.
• Признавайтесь и радуйтесь своим достижениям и их положительному влиянию на обучение, эмоциональную и социальную жизнь вашего ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)