Краткий экскурс в историю инклюзивных отношений
Проблема инклюзивного обучения активно разрабатывается в большинстве стран Западной Европы и Америки, особенно в последнюю четверть века. Стоит отметить, что идея совместного обучения здоровых детей и детей с отклонениями в развитии - не нова. История специальной педагогики знает немало примеров организации такого обучения. В большинстве случаев эта практика не была удачной, поскольку не были созданы соответствующие условия, а учителя массовой школы не обладали специальными методами и приемами обучения. До сих пор он существует в отдельных странах Азии, Африки, Латинской Америки. В начале 60-х гг. ХХ в. наиболее развитые в социально-политическом и экономическом плане страны стали на путь инклюзии, хотя каждая из них выбрала свой. Так, в США, принятие в 1975 Закона об образовании для всех детей стало закономерным итогом длительной борьбы демократических сил против расизма. Идеи расовой интеграции были перенесены на проблемы людей с ограниченными психофизическими возможностями и распространение инклюзивных процессов. Очевидно, определенную роль сыграло и то, что у сестры Дж. Кеннеди было нарушение интеллекта и президенту в полной мере были знакомы проблемы инвалидов, в том числе связанные с их образованием.
В Италии инклюзивные процессы начались на грани 70-х гг. Благодаря общественному движению "Демократическая психиатрия". Целью этого общественного объединения было достижение прогрессивных изменений в психиатрических больницах, устранение, обособление и изоляции социально опасных лиц с нарушенной психикой, которые стали узниками изолированных заведений. Лидеры этого движения считали, что возникновение психических отклонений во многих случаях провоцируется обществом, школой и поэтому стоит инициировать изменения и, прежде всего - ввести школьную реформу. Образовательная реформа 1962 побудила к законодательному закреплению инклюзивных процессов.
В Германии, благодаря деятельности общественной организации, в начале 70-х гг. начали проводиться широкие дискуссии о предоставлении равных прав и возможностей для получения образования детьми с особенностями психофизического развития. Инициировала эти дискуссии и их широкое обсуждение на страницах многих известных публицистических и научных изданий общественная родительская организация "Жизненная помощь". Члены этой организации разработали декларативные рекомендации, принятые Министерством по делам образования, религии и культуры, декларировали: "каждый ребенок с ограниченными возможностями, независимо от степени и тяжести заболевания, должен быть обеспечен педагогической поддержкой, вовлечен в педагогический процесс".
Федеральная организация "Жизненная помощь" обязалась лоббировать интересы родителей, дети-инвалиды которых находятся и учатся вместе со здоровыми сверстниками. Сейчас в Германии, параллельно с системой специальных образовательных учреждений, функционируют инклюзивное образование так называемое интегрированное воспитание.
Стоит отметить, что вопросы обучения детей с психофизическими особенностями в специальных заведениях или в инклюзивных условиях требует взвешенного подхода, основанного на обобщенном анализе как изоляции, так и инклюзии. Попробуем определить основные позитивы и негативы этих двух систем.
Выбор должен быть обоснованным.
Выбору предшествуют сомнения. Сомнения вызывают размышления. Размышления внушают воспоминания.
Вспоминается случай с глухой девочкой, родители которой сбились с ног, устраивая его в массовое учебное заведение. "Приговор" медицинской консультации был однозначным - только специальная школа для глухих детей, которая находилась в 70 километрах от города. Родители, опасаясь определения "интернат ", пытались оставить ребенка в семье, и в то же время мечтали дать ему образование. Несмотря на объективные показатели, как: психическое развитие, состояние речи, общую готовность к школе, сформированность навыков чтения и письма, родители имели шансы увидеть своего ребенка первоклассницей обычной школы. И только доброжелательность директора, упорство молодой учительницы в содружестве со школьным логопедом помогли осуществиться этим мечтам. Местная образовательная власть "закрыла глаза" - делайте под свою ответственность. А маленькая первоклассница стала одной из лучших учениц класса.
Хотя вспоминается и другой случай. Мальчик с ринолалия (в народе - "заячья губа") по желанию родителей вступил в специализированную школу с углубленным изучением английского языка. Отец, известный в городе чиновник (отсюда и проблем со вступлением не было) отказался от предложенной помощи, пренебрегал советами логопеда и психолога, настоял на том, чтобы ребенок изучал английский язык, рассуждая о том, что возможно сын и не будет правильно произносить звуки, но писать на английском он все же научится. Через год ребенок имел не только проблемы с английским языком, но и с родным, поскольку писать грамотно так и не научился. Впоследствии к этому добавились еще и проблемы психологической травмы. И эти случаи в нашей жизни не редкость.
Почему же многие родители, имея ребенка с особенностями психофизического развития, пытаются сделать все, чтобы он находился в массовом учебном заведении? Очевидно, одной из причин является то, что массовые детские сады и школы находятся вблизи дома и, посещая заведение, ребенок не отрывается от семьи, друзей, окружения. Специальные учреждения часто находятся за пределами города, иногда даже в другой области, в крупных городах. Необходимо потратить много времени на то, чтобы добраться до нужного детского сада или школы. Поэтому, вследствие трудностей транспортировки, ребенок приезжает домой только во время зимних или летних каникул. Таким образом, обучение в специальном заведении надолго отрывает ребенка от семьи, любящих родителей и родственников. Кроме того, ребенок в течение всей недели, и больше, должен находиться в среде детей со значительным недоразвитием речи, пониженным уровнем интеллекта, проблемами двигательной сферы. И если уровень речевого, интеллектуального развития у него выше, чем у детей своей группы или класса, то он в определенной степени тормозится. Очевидно, становится понятным, почему определенная часть родителей не желает отдавать своего сына или дочь в интернат.
Бывают случаи, когда определенные семейные обстоятельства, или же медицинские противопоказания не позволяют ребенку находиться в интернате. Для этого в массовых детских садах, школах на сегодняшний день имеется значительная часть детей с особенностями развития. И хотя сбор статистических данных, которые бы свидетельствовали о наличии таких детей в массовых заведениях, еще впереди, проведение взвешенной политики в сфере образования должно обеспечить дальнейшее развитие системы специального обучения и поддержку инклюзивного подхода к обучению детей с особенностями психофизического развития.
Вместе с тем следует констатировать, что на нынешнем этапе национальная система образования нуждается в модернизации, поскольку в массовых общеобразовательных учреждениях отсутствуют специалисты, которые в состоянии оказать необходимую коррекционную помощь ребенку, отсутствуют условия для соблюдения соответствующего режима, профессионально-трудовой подготовки, нет соответствующих средств обучения. Все эти вопросы должны быть решены, хотя, учитывая их сложность, для этого требуется определенное время.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)