Если хочешь предсказать будущее - создай его сам. Выбор - за вами.
Прошло время гнетущего отчаяния, надежды, что врачи ошиблись, надежд, что все пройдет и ребенок будет таким, как все, без особенностей, без особых потребностей. Пришло время выбора, размышлений о том, как дальше учить, воспитывать и лечить его, определить жизненный путь, какую судьбу выбрать. Как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в этом мире, чтобы не вызывал лишнего удивления, пренебрежения, не злословили его сверстники, а их родители его не чурались. Это значит – нужно адаптироваться в обществе, интегрироваться в коллектив здоровых, полноценных людей.
Может все-таки выбрать изоляцию, окружение людей, которые хорошо понимают эти проблемы, поскольку должны нарушения? Вероятно, глухой лучше поймет глухого, слепой - слепого, инвалид на коляске - такого же, как он сам. Это и есть сегрегация, пребывание в среде себе подобных. А с другой стороны, так ли уж хорошо, когда они общаются только друг с другом, боясь или стесняясь иметь дело с обычными, полноценными?
Итак, инклюзия, то есть вхождение в общество здоровых, или сегрегация, пребывание в коллективе себе подобных?
Наверное, в наше стремительное, отмеченное кардинальными изменениями время, родители детей с психофизическими особенностями оказываются перед выбором с первого же дня рождения малыша. Что же делать? Держать дома, заниматься только его здоровьем, отдать в специальное дошкольное учреждение для того, чтобы позже он попал в специальный интернат или сразу в окружение здоровых детей?
Мысли не отступают, а решение принимать надо. Специалисты настаивают, друзья предупреждают, а, собственно, посоветоваться не с кем. В то же время, не имея ни детальных сведений, ни точных адресов, ни убедительных примеров, а лишь слухи от друзей, знакомых, соседей и коллег, такой выбор сделать нелегко.
Попробуем в общих чертах охарактеризовать эту проблему, определить современные тенденции получения образования инвалидами детьми. Тенденции, которые вызывают столько споров, нареканий, сомнений у родителей, педагогов, широкой общественности.
Инклюзия - требование времени.
Демократические изменения в общественной жизни страны обусловили новое видение, понимание и переоценку многих постоянных положений. В то же время, полное отрицание старых и безоговорочное восприятие новых тенденций, без должного анализа и учета определенных условий и обстоятельств, - не самый яркий признак нашего времени. Очевидно, не обошли эти тенденции и образование, в том числе специальное. Как позитив, стоит отметить, что в последние 7-8 лет, в очень короткий исторический срок, были устранены социально-политические и идеологические барьеры сдерживающие развитие системы специального образования- начали поддерживаться частные благотворительные инициативы и патронат церкви над детьми с ограниченными психофизическими возможностями, расширились права родителей; предоставлено право выбора образовательного учреждения и форм организации обучения.
Как следствие - на современном этапе одной из альтернативных форм получения образования детьми с особенностями психофизического развития стало инклюзивное обучение. Инклюзивное обучение, прежде всего, предполагает нахождение ребенка с особыми потребностями в массовом общеобразовательном дошкольном или школьном учреждении, овладение знаниями, умениями и навыками в те же сроки, что и здоровым ребенком. Сама идея инклюзии базируется на том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть наиболее приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они находятся. В отношении детей с ограниченными психофизическими возможностями это означает, что ребенок с особыми потребностями имеет право удовлетворять свои потребности как и все остальные члены общества; в семье создаются лучшие условия, а обязанность местных властей - предоставлять возможности для воспитания таких детей дома; учиться могут практически все дети, независимо от имеющихся нарушений.
Эти принципы закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Саламанской декларацией, Декларацией о правах инвалидов и тому подобное. Законы "Об образовании", "Об общем среднем образовании" утверждают, что все дети, в том числе дети с ограниченными психофизическими возможностями, дети-инвалиды должны право на обучение, на получение образования. Стоит отметить, что акцент на образовании инвалидов в нашей стране, прежде всего делают на специальное образование, которое получают в специальных учебных заведениях. В то же время, по отношению к детям с особенностями психофизического развития, которые находятся в массовых заведениях, в Министерстве образования, Министерстве здравоохранения и в Министерстве труда разрабатываются нормативные документы, которые обеспечивают инвалидам социальные гарантии, права; социальные программы по охране детства и дальнейшего развития системы образования детей с ограниченными возможностями. Однако, крайне необходимые документы, которые бы законодательно признали инклюзивное образование на государственном уровне, пока не утверждены.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)