Условия и факторы совершенствования взаимодействия педагогов социально активного образовательного учреждения с родителями
Социально активное образовательное учреждение ориентируется не только на повышение качества и эффективности учебно воспитательного процесса, что выражается в достижении высоких результатов обучения, но и на обеспечение максимально возможного развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Одну из ключевых ролей в решении этой задачи выполняют учитель дефектолог, педагог психолог, которые осуществляют профессиональную деятельность относительно всех субъектов образования, в том числе и организует взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Педагоги по большей мере проявляют активность в работе с детьми, а в вопросах взаимодействия с их родителями испытывает немалые трудности. Причиной этому является недостаточное внимание к формированию и совершенствованию психолого педагогической культуры взаимодействия в целом. Следует отметить, что психолого педагогическая культура проявляется в совокупности ценностей, норм и идеалов, профессиональных знаний и умений, используемых педагогами в профессиональной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. В связи с этим в образовании актуализировалась проблема переподготовки учителей дефектологов, педагогов психологов к профессиональному взаимодействию с родителями обучающихся. Решение обозначенной проблемы нам видится в уточнении таких условий и факторов, которые бы способствовали улучшению показателей целостной психолого педагогической культуры взаимодействия с родителями учеников и воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В основу разработки системы условий и факторов совершенствования психолого педагогической культуры субъекта взаимодействия с родителями обучающихся на этапе профессиональной переподготовки положен системный подход, предполагающий четыре аспекта анализа исследуемого явления: морфологический, структурный, функциональный, генетический.
Морфологический аспект анализа системы позволяет выделить составляющие элементы – непосредственно условия и факторы. Речь идет об образовательном процессе, в котором осуществляется профессиональная переподготовка педагогов, в связи с чем условия и факторы совершенствования взаимодействия педагогов социально активного образовательного учреждения с родителями обучающихся, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость выступают
- во-первых, как качественные характеристики данного процесса, отражающие основные требования к организации деятельности,
- во-вторых, как совокупность объективных возможностей, обстоятельств профессионально педагогического процесса, обеспечивающих решение поставленной задачи,
- в-третьих, как комплекс мер, способствующий улучшению показателей психолого педагогической культуры взаимодействия с родителями обучающихся. В определении условий мы придерживаемся точки зрения, при которой они представляют среду, в которой процесс совершенствования возникает, существует и развивается. Под факторами понимается причина, движущая сила совершенствования, определяющая его характер в целом и отдельные его черты. Условия, таким образом, предопределяют достижение цели, а выявление и учет факторов позволяет реализовать условия.
Генетический аспект анализа системы выявляет необходимые и достаточные условия совершенствования исследуемой культуры. Необходимость и достаточность условий определяется достижимостью генеральной цели; это такие условия, без выполнения которых цель не может быть достигнута и при выполнении которых гарантировано ее достижение. Такими условиями являются: распространение передового опыта взаимодействия учителя дефектолога, педагога психолога с родителями обучающихся, наставничество, обучение в последовательности «взаимодействие в группе – взаимодействие в паре – индивидуальная работа». Констатация данных условий в качестве необходимых и достаточных объясняется логикой профессионального развития педагогов: от внешне задаваемых образцов к индивидуальному усвоению способов профессионального взаимодействия с родителями обучающихся. На этом же основании возникает необходимость выделить три группы факторов, отражающих специфику профессиональной переподготовки учителей дефектологов и педагогов психологов: объективные, субъективные и объективно субъективные факторы, дать им количественную и качественную характеристику.
Проанализируем некоторые из них.
1. Объективные факторы представлены составляющими образовательной среды, которые обеспечивают профессиональную переподготовку педагогов, предполагают разные модели совершенствования культуры взаимодействия с родителями обучающихся. Например, материал для отбора образовательных учреждений на статус областной пилотной площадки «Социально активное образовательное учреждение» должен включать такой критерий как «Наличие договорных отношений с родителями, социальными партнерами», показатели оценивались в 1 балл за каждый из перечисленных. Для выяснения объективных факторов совершенствования психолого педагогической культуры субъекта взаимодействия с родителями обучающихся необходимо очертить круг показателей образовательной среды, характерной для профессиональной психолого педагогической переподготовки. Основополагающим документом в области содержания образования являются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
2. Организационные факторы образовательной среды включают опору на учебно профессиональную деятельность педагогов; взаимосвязь с коммуникативной, игровой, исследовательской, практической деятельностью.
3. Научно методическими факторами совершенствования психолого педагогической культуры субъекта взаимодействия с родителями обучающихся на этапе профессионального образования являются внедрение инноваций и современных образовательных технологий. Научно методические факторы определяют особенности методической системы в области использования педагогических инноваций, применения современных педагогических технологий, а факторные нагрузки при проведенном статистическом анализе раскрывают иерархию их содержания: выполнение исследовательских заданий, использование эвристических методов обучения и исследовательских форм организации обучения.
4. Психолого педагогические факторы совершенствования психолого педагогической культуры субъекта взаимодействия с родителями обучающихся определяются лежащими в основе психологическими механизмами – опора на аутопсихологические, когнитивные, эмоционально волевые, рефлексивные компетенции.
5. Субъективные факторы исходят из индивидуально личностных характеристик субъекта взаимодействия с родителями обучающихся и могут быть представлены проявлениями само актуализационных процессов учителя дефектолога, педагога психолога во взаимодействии, направленностью его личности, индивидуальным стилем деятельности, профессионально важными качествами и профессиональной мотивацией.
Структурный аспект анализа системы совершенствования психолого педагогической культуры субъекта взаимодействия педагогов социально активного образовательного учреждения с родителями обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отражает внутреннюю организацию системы выявленных условий и факторов.
В основу структурного анализа положены целевые связи между условиями и факторами совершенствования исследуемой культуры. Структурные связи устанавливают логику перехода от условий к факторам и далее к реализующим их психолого педагогическим технологиям. В этой связи проведенный анализ становится теоретической основой проектирования психолого педагогических технологий, улучшающих психолого педагогическую культуру будущего педагогов как субъекта профессионального взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ. Целевые связи объединяют все элементы едиными целевыми требованиями, которые функциональны по отношению к процессу совершенствования и являются частью его синтеза. Необходимые и достаточные условия при учете объективных, субъективных, объективно субъективных факторов подчинены генеральной цели совершенствования: повысить уровень психолого педагогической культуры субъекта взаимодействия с родителями обучающихся.
Функциональный аспект анализа системы выявляет процесс совершенствования как движение от генеральной цели к уровню конкретных мероприятий и определяет его цикличность. Функциональность системы условий и факторов совершенствования психолого педагогической культуры субъекта взаимодействия педагогов социально активного образовательного учреждения с родителями обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью позволяют проектировать современные технологии обучения.
Остановимся подробнее на этапе практического внедрения, который включает воплощение и удовлетворение потребности в обновлении индивидуально профессиональной деятельности, реализации собственных профессиональных программ, предельной самостоятельности производственной деятельности. Производственная деятельность приводит к оценке собственных возможностей, актуализирует теоретические и практические составляющие подготовленности; находясь в среде профессионалов, учитель дефектолог, педагог психолог соизмеряют себя не только со своими возможностями и способностями, но и ориентируется на уровень развития и инновационного функционирования общей профессиональной среды. Опыт взаимодействия приращивается с большей мощностью, так как анализируются результаты и эффективность деятельности коллег, других работников учреждения, складывается личный опыт профессиональной деятельности и психолого педагогического взаимодействия с родителями обучающихся.
Кроме того, этап улучшения представляет последовательную реализацию действий субъекта по качественному преобразованию освоенных способов взаимодействия: сопоставление собственной деятельности или уровня с образцом, моделью, требованиями; оценка отклонения своей деятельности или уровня от образца, модели; теоретический и практический поиск способов устранения несоответствий; конструирование вариативных способов и их апробирование; внедрение улучшенных способов взаимодействия в условиях образовательного учреждения; анализ и оценка проведенной работы.
Этап обобщения замыкает цикл, воплощается в рефлексивно продуктивной деятельности субъекта: соотносятся собственные действия с запланированными, анализируется результат деятельности, выясняются причины затруднений или ошибок, схематизируется целостная картина собственной деятельности, обозначаются дальнейшие ориентиры в совершенствовании психолого педагогической культуры взаимодействия с родителями обучающихся.
Итак, проведенный анализ позволяет констатировать необходимые и достаточные условия, реализуемые при учете факторов, влияющих на совершенствование психолого педагогической культуры взаимодействия будущих педагогов психологов с родителями обучающихся: необходимыми и достаточными условиями являются распространение передового опыта взаимодействия педагога психолога с родителями обучающихся, наставничество и обучение в последовательности «взаимодействие в группе – взаимодействие в паре – индивидуальная работа»; ведущими факторами являются: переподготовка с опорой на учебно профессиональную деятельность учителя дефектолога и педагога психолога, опора на аутопсихологические компетенции, активизирование само актуализационных процессов педагогов в ситуациях взаимодействия.
Названные условия и факторы позволили наметить этапы совершенствования, которые предопределяют проектирование психолого педагогических технологий переподготовки способам взаимодействия педагогов социально активного образовательного учреждения с родителями обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)