Интеграция основного и дополнительного технологического образования как условие успешной адаптации на рынке труда
Современное общество, его экономика и рынок труда постоянно изменяются. Эти процессы влияют не только на профессиональную сферу, но и на весь образ жизни человека.
Особая сложность оптимального выбора профессии как для общества, так и для отдельной личности в современных условиях «жесткого» рынка определяется, с одной стороны, совокупностью экономических, социальных, психологических проблем, с другой, – недостаточной подготовленностью личности к осуществлению профессионального выбора на этапе самоопределения в процессе обучения в школе. Ситуация выбора профессии школьником осложняется отсутствием ясных представлений о себе, своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и их причинах, возможностях трудоустройства и перспективах работы в различных профессиональных сферах.
Выпускники школы интерната для детей с нарушением зрения не только сталкиваются с проблемами трудоустройства на современном рынке труда, но и испытывают дополнительные трудности, так как в силу проблем со здоровьем круг профессий для многих из них сужается.
Чтобы помочь выпускникам быть конкурентно способными на рынке труда, способными к выбору траектории профессионального образования, школа интернат ведет системную профориентационную работу, создает условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития.
Одним из условий, обеспечивающих успешную социализацию, является интеграция системы основного и дополнительного технологического образования в школе интернате. Основаниями для интеграции основного и дополнительного образования являются:
• создание эмоционально комфортной ситуации развития обучающихся через включение в активную деятельность;
• варьирование содержания образования с учетом потребностей, интересов и способностей воспитанников;
• организация творческой трудовой деятельности, которая может и должна выступать эффективным средством компенсации недостатков физического и интеллектуального развития, социальной адаптации воспитанников.
В основном образовании особую роль в плане профессионального выбора играет предмет «Технология», который включает различные направления трудовой, художественно эстетической, декоративно прикладной деятельности. В содержание предмета включена тематика, посвященная декоративно прикладному искусству, кухне, посуде, предметам быта, интерьера, народным промыслам, народному костюму, вышивке, рукоделию.
При изучении «Технологии», в первую очередь, учитываются индивидуальные физиологические особенности детей с нарушением зрения: заболевание, степень нарушения зрительных функций, возрастные особенности, характер вторичных отклонений в развитии. Важное коррекционное значение имеет развитие у учащихся зрительного восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, овладение приемами пространственной ориентировки.
Но узкие рамки предмета не позволяют учащимся овладеть большим спектром разнообразных видов декоративно прикладного творчества, овладеть навыками трудовой деятельности на высшем уровне. Для этого существует система дополнительного образования с различными кружками: «Кружевоплетение», «Золушка», «Театр мод».
Предмет «Технология» и кружки декоративно прикладного творчества в школе интернате для слабовидящих детей, кроме традиционных задач, решают и специфические, связанные с особенностями здоровья детей:
- коррекция различных нарушений познавательной, эмоциональной, волевой сфер;
- развитие двигательной координации, пластики руки, мелкой моторики;
- обогащение словарного запаса;
- развитие умений коммуникации, планирования учебного сотрудничества, умения работать в группе, разрешать конфликты.
Через игру, творчество, труд и творческие проекты дети развивают способность работать индивидуально и в коллективе. Для многих учащихся эти занятия становятся любимыми часами в трудной школьной неделе, многим помогают выбрать жизненный путь, восстановить душевное равновесие, преодолеть недостаток общения. Эти занятия не только доступны слабовидящим детям, но и служат источником формирования общеэстетической направленности личности.
Для того чтобы уже на школьной скамье ребёнок мог выстроить версии продолжения своего образования, разработана система работы, которая способствует формированию индивидуальной образовательной траектории.
Данная система включает в себя следующие элементы:
• изучение учащимися самого себя с помощью различных тестов, выявление индивидуальных особенностей и способностей (в том числе художественных, музыкальных, творческих);
• получение консультаций психологов и специалистов в области профориентации;
• изучение основных и специальных учебных курсов: «Технология», «Мой выбор», «Мой выбор – жизненный успех», «Культура профессионального выбора» с выполнением практических творческих заданий и формированием веры в собственный успех;
• участие в психологических тренингах, определение критериев готовности к выбору профессии.
Особое значение в профессиональном самоопределении имеют предметы «Мой выбор», «Мой выбор – жизненный успех», «Культура профессионального выбора», включенные в школьный компонент учебного плана. Цель курсов – формирование у учащихся умений анализировать социальную действительность, навыков самостоятельного выбора жизненного и профессионального пути и готовности нести личную ответственность за принятое решение. Личный выбор и личная ответственность являются ключевыми понятиями курсов.
По мнению учащихся, они получают навыки анализа собственных действий и поступков, понимания сложность проблем современного общества.
Результатом изучения курса «Культура профессионального выбора» является выстроенная каждым обучающимся личностная профессиональная перспектива. Стратегия и тактика ее реализации защищаются на зачетных занятиях в активных формах (профессионально графическое исследование, сочинение, интервью, творческий проект, деловая игра, конференция, семинар). В рамках данного предмета интегрируется содержание, в первую очередь, такого предмета как «Обществознание», т.к. развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации, выявлению смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности осуществляется в конкретной социально экономической и культурно исторической ситуации.
Таким образом, система технологического образования, построенного на интеграции основного и дополнительного образования, позволяет создать условия для формирования положительного отношения воспитанника школы интерната к самому себе, помочь ему в осознании своей индивидуальности, придать уверенность в своих силах применительно к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Желание учащихся заниматься творчеством на уроках и на занятиях кружка, формирование самоуважения за достижение определённых результатов и стремление к дальнейшему самосовершенствованию, формирование активной социальной роли и адекватной самооценки, развитие креативности.
Государственная аттестация позволяет сделать вывод о сформированности умения выпускников организовать собственную учебную деятельность, свидетельствует о наличии уверенности в собственных силах, рефлексии, стремлении к познанию.
Поступление выпускников в специальные учебные заведения швейного, модельного и кулинарного профиля обучения.
В течение ряда лет воспитанники школы интерната не только активно участвуют в выставках декоративно прикладного творчества детей инвалидов, организованных «Детским Фондом Милосердия», Всероссийским обществом слепых, но и становятся наравне с учащимися массовых и специализированных школ призёрами, дипломантами выставок.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)