Использование интерактивных методов обучения на уроках швейного дела
Умственно отсталый учащийся имеет ряд особенностей: неустойчивое внимание, преобладание наглядно образного мышления, повышенную двигательную активность, низкий уровень развития познавательного интереса. Каковы эффективные условия, методы, формы и средства формирования мотивации в обучении детей с умственной отсталостью, отвечающие современным задачам педагогической практики?
Для того, чтобы поддержать в течении урока внимание детей, необходима организация активной мыслительной деятельности. Развитие учащегося происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.
На этапе введения в тему наиболее эффективным считается Casestudy или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Часто используется этот метод при изучении темы «Ремонт одежды» в 5 классе.
Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа:
1. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Педагог формулирует проблему.
2. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
3. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Считается, что прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.
Ролевые игры помогают формированию коммуникативных способностей, толерантности, умение работать в малых группах. Например, при изучении тем «Профессии швейного производства, «Трудовое законодательство» проводится игру «Устройство на работу». На решение поставленной задачи работают не только специально подготовленные ролевые игры, но и просто исполнение ролей на уроке. Это роли – «бригадир», «почемучка», «дежурный по словарю».
В 5 и 6 классе используется работа в парах. Парную работу рассматривается как начальная стадия формирования деловых межличностных отношений. Начиная с 7 класса, вводится в практику метод группового взаимодействия (урок «Пошив постельного белья бригадным методом»). Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающий» не комплексует, начинает активно участвовать в решении поставленных задач.
Следующий прием – мозговая атака или мозговой штурм. Применяется чаще всего при изучении нового материала, при этом запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний. Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся. Учитель направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведет учащихся к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.
Примером может служить урок в 6 классе «Обработка нижней части фартука» и «Обработка кармана».
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал. При решении этой задачи можно применять метод «Автобусная остановка». Материал распределяется по автобусным остановкам. На каждой остановке предлагается отдельное задание для индивидуального или группового выполнения.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие методы, как «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Итоговый круг», «Комплименты». Эти методы помогут эффективно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить эффективность и качество обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)