Обучение швейному делу детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата
Трудовое обучение, как и другие учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие личности ребенка, имеет важное значение для трудовой реабилитации и дальнейшей специализации выпускников.
Психологические и физиологические особенности ребенка (характер, темперамент, ум и воля, конституция организма и состояние здоровья) зависят от наследственных признаков, условий жизни и воспитания. Сочетание этих изменчивых особенностей создает индивидуальные различия в обучении учащихся.
Для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата (далее – НОДА) такие различия, в первую очередь, обусловлены имеющимся недостатком, своеобразием развития его опорно- двигательной системы, эмоционально во левой и интеллектуальной сферы.
Восприимчивость к обучению детей с НОДА с нормой интеллекта, задержкой психического развития, умственной отсталостью зависит не только от уровня интеллектуального развития, но и от сохранности двигательной сферы и состояния работоспособности (эмоционально волевых качеств, доминирующих мотивов трудовой деятельности, наличия патологических изменений нервных процессов и других функций организма). У многочисленной части обучающихся, имеющих не только тяжелый двигательный недостаток, но и сопутствующие нарушения, психофизиологические параметры трудовой деятельности различаются по своему уровню.
Обучение детей с НОДА с нормой интеллекта осуществляется по программам средних общеобразовательных учреждений, рекомендованным Министерством образования РФ. Однако данные программы не в полном объеме соответствуют особым образовательным потребностям учащихся с двигательной патологией.
В области швейных технологий за последние годы произошли большие изменения, существенно обновился ассортимент выпускаемых текстильных материалов для пошива одежды. Работа с такими материалами требует специальных приемов раскроя, шитья и влажно тепловой обработки. Существенное влияние на технологию шитья оказывает применение прокладочных материалов на клеевой и не клеевой, тканой и нетканой основе.
Современные бытовые швейные машины оснащены специальными узлами и приспособлениями, позволяющими сократить число ручных операций, а также выполнять ряд отделочных работ, устройствами с заранее запрограммированными комбинациями строчек.
Проводя анализ возможностей обучающихся с НОДА при выполнении практических работ по швейному делу, выделены общие трудности для учащихся с двигательной патологией с нарушением интеллекта и сохранным интеллектом.
Например, тема «Швейная машина», предусматривающая формирование у обучающихся умений работать на швейной машине с ручным, ножным, электрическим приводами. Необходимо пересматривать правила работы на швейной машине: положение рук, ног, корпуса, работаем той рукой или ногой, которая более сохранна. Для учащихся, которые не могут работать ногой, поднимается педаль на стол, ученица шьет на швейной машине, нажимая педаль рукой, такая работа возможна при сохранности двигательных функций обеих рук. Все движения отрабатываются длительно, пока учащийся не начнет выполнять их автоматически.
Также подбирается режим работы на швейной машине с электрическим приводом для каждого ученика, времени на приобретение навыков работы на машинах с ручным, ножным приводами, как рекомендовано в программах, не остается. Часто у учащегося при сохранных двигательных функциях рук и ног наблюдается ослабленный мышечный тонус, что также мешает освоить работу на ручных и ножных швейных машинах. Считаем, что учащихся с НОДА необходимо сразу учить работе на современном швейном оборудовании. Целесообразно знакомить учеников с НОДА с историей возникновения и видами швейных машин.
Приведем пример. Тема: «Влажно тепловая обработка ткани». Некоторым ученикам с поражением нижних конечностей для влажно тепловой обработки швейного изделия требуется специально оборудованное место: переносная гладильная доска, дополнительный утюг. Иногда учащийся не понимает, куда дальше переставлять утюг, при декатировании ткани, ориентируемся буквально по «горячим следам», прикладываем руку к проутюженным и не проутюженным участкам ткани, ощущаем разницу температур, продолжаем гладить.
В «Швейное дело» есть раздел «Конструирование, моделирование» одежды. У детей с НОДА медленный темп работы. Считается, что, учащимся не надо строить сложные выкройки. В большинстве случаев дети плохо понимают тему, поэтому целесообразно знакомить их с разделом по готовым выкройкам из современных журналов мод. Для детей с сохранным интеллектом ставим задачу научить пользоваться готовыми выкройками, самостоятельно разбираться в описании последовательности изготовления одежды, пользоваться различными технологиями обработки ткани.
Для детей с НОДА целесообразно больше времени отводить изучению раздела программы по теме «Обработка деталей и узлов одежды», подробно изучать технологию шитья, доступную нашим детям. Практически для каждого ребенка приходится подбирать, комбинировать все существующие технологии шитья, придумывать новые приемы. Иногда дети сами предлагают нетрадиционные способы шитья и влажно тепловой обработки, удобные для них, дающие хороший результат: качественно сшитую вещь, которую они с удовольствием носят.
Таким образом, для освоения программы по швейному делу детям с НОДА необходимо гораздо больше времени и усилий, чем физически здоровым учащимся, поэтому пересмотрен объем программного материала в сторону сокращения некоторых разделов (конструирование, моделирование). Больше времени уделяется отработке практических умений и навыков шитья одежды.
На этой основе составлена программа по швейному делу для учащихся с НОДА с сохранным интеллектом. В программе пересмотрено количество часов по темам в соответствии с примерной основной образовательной программой по учебному курсу с учетом психофизических особенностей учащихся с НОДА. Каждая практическая тема начинается с пропедевтической работы, включающей ряд тренировочных упражнений для освоения приемов работы. Отмечено, что учащиеся с НОДА затрачивают больше времени на выполнение практических заданий, изготовление швейных изделий, поэтому третья четверть посвящается практическим занятиям по шитью с минимальным количеством теоретических сведений.
Программа предусматривает реализацию коррекционных задач: развитие мелкой моторики, развитие речи, абстрактно логического мышления, развитие тактильного восприятия формирование пространственных представлений.
Программа предусматривает индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с НОДА, а также знакомит учащихся с профессиями швейной промышленности. Работая по авторской программе, обучающиеся знакомятся с новыми текстильными материалами, осваивают приемы работы на современном швейном оборудовании, учатся шить различные изделия для дома, шить одежду.
В процессе обучения учащиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному делу, на этом материале формируются обще трудовые умения на уровне, доступном данному контингенту учащихся. Вместе с тем предлагаемый к изучению учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства. Решение этой задачи способствует в ряде случаев профессиональному самоопределению выпускников.
Заключительным этапом является технологическая обработка изделия. Здесь необходим контроль качества: ровные строчки, соблюдение правил внутри процессной тепловой обработки и соблюдение последовательности сборки изделия. Все этапы технологической обработки с затратами времени на каждую операцию учащиеся заносят в специальную таблицу по технологии, так проводится анализ качества работы учащегося: с устными комментариями, записями замечаний и оценкой деятельности.
Общая оценка за изделие выставляется с учетом качества всех технологических операций, оценка качества обсуждается, анализируется совместно с учащимися.
Образовательный процесс по данной программе организуется для детей инвалидов, обучающихся на дому. Обучение детей инвалидов проводится с использованием дистанционных образовательных технологий и специально разработанных образовательных ресурсов и компьютерной системы дистанционного образования.
Определение объема учебной нагрузки, разработка индивидуальной образовательной программы осуществляются по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка, с учетом интересов, особенностей психофизического развития и возможностей ребенка инвалида.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)