Коррекционно развивающее значение занятий устным счетом в инклюзивной школе
Важное значение в решении вопросов социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями имеет усвоение курса математики, в частности, овладение необходимыми вычислительными умениями овладение логическими приемами при решении задач.
Овладение математическими знаниями возможно при определенном уровне развития отвлечения и обобщения, накопления запаса количественных, пространственных, временных представлений, приспособленностью к формированию умственных действий. Для школьников с ОВЗ характерна задержка и неравномерность созревания психических функций.
Согласно теории, учебная деятельность должна быть направлена на усвоение теоретических знаний. Это формирует и развивает навыки теоретического мышления. Выделение этого принципа помогает учащимся овладевать общим способом решения и относительно безошибочным движением мысли от общего к конкретно частному. Несмотря на достаточно тщательную разработку методов, средств и приемов обучения устным вычислениям, учащиеся старших классов инклюзивной школы испытывают значительные трудности при выполнении устных вычислений, допускают большое количество ошибок. Причина этого – слабая подготовка учащихся к их усвоению, недоучет в методике преподавания особенностей познавательной деятельности школьников с недостатками интеллекта.
Продуктивные занятия математикой воспитывают у детей самостоятельность, организованность и дисциплину, приучают к целенаправленному умственному труду. При выполнении устных вычислений они учатся преодолевать трудности, тем самым развивается воля, вырабатывается трудолюбие.
Для обеспечения качественного усвоения знаний по математике необходимо применять индивидуальный подход к детям, тщательно выясняя, что усвоено ребенком достаточно прочно и обобщенно, какие знания, умения и навыки находятся в стадии формирования, что не усвоено совсем или усвоено неправильно. В этой связи следует очень внимательно относиться к ошибкам, допущенными детьми, особенно, если они приобретают систематический характер. Нужно выяснить причины этих ошибок и искать пути их устранения. Важно, чтобы учащиеся усвоили рациональные способы действия и преодолели сложившиеся у них упрощенные, шаблонные автоматизмы.
Рекомендуется использовать на уроках дидактические игры. Планируя систему уроков математики по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы арифметические задания, составляющие основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности. Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включенная в урок, должна не только решать задачу расширение или закрепления знаний, предусмотренных программой, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу. В игровых формах обучения заложена возможность эффективной организации взаимодействия учителя и учащегося, максимального развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий.
В ходе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, разрабатывать внимание. Увлекшись, они не замечают, что происходит процесс обучения. Учащиеся познают, запоминают новый материал, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Во время игры учащиеся, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением, процесс обучения становится интересным и занимательным.
Устный счет является неотъемлемой частью каждого урока математики. Он может проводиться не только в начале урока, но и в середине, в конце, в зависимости от цели устного счета, должен быть тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Устный счет вырабатывает беглость счета, закрепляет те или иные вычислительные приемы. Устный счет включает несколько форм упражнений и заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, заданий на закрепление нумерации, свойства арифметических действий. Длительность этого этапа не должна превышать 10–12 минут, т.к. устный счет требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил. Он проходит в быстром темпе, происходит переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнения на другую. Такие переключения чрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, но трудны для школьников с недостатками интеллекта. Упражнения в устном счете оживляют урок математики и делают их интересными.
Все указанные качества, формируемые при устных вычислениях, становятся возможными лишь в тех случаях, если учитель в совершенстве владеет методикой этих занятий, проводит их систематически, с точным учетом индивидуальных возможностей обучающихся и задач коррекции.
Эффективность занятий устным счетом зависит:
– от правильного решения вопроса о значении и месте устных вычислений,
– от рационального содержания занятий устным счетом,
– от правильной организации этих занятий
В отношении организации занятий устным счетом следует добиваться правильного выбора, как формы задания, так и опроса учащихся.
Письменно зрительную форму задания целесообразно применять тогда, когда изучаемый прием еще недостаточно усвоен учащимися, а также когда задание содержит числа, трудные для запоминания. Во всех остальных случаях задание должно формулироваться устно. Необходимо правильно чередовать устную и письменную работу на уроке, при этом стремиться к тому, чтобы устные вычисления применялись на протяжении всего урока.
Занятия устным счетом в коррекционной школе важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта; при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. В сочетании с другими формами работы устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Занятия устным счетом будят мысль учащихся, нацеливают их на рабочий лад, организуют и готовят к другим видам работы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)