Формирование навыков делового письма у обучающихся с нарушением интеллекта
В условиях гуманизации современное специальное образование должно быть ориентировано на формирование личности ученика, на развитие его речи.
Проблема развития устной и письменной речи является первостепенной задачей уроков грамматики в инклюзивной школе. Важнейшим средством для решения поставленной задачи является работа над деловыми бумагами. Программой школы предусмотрено обучение составлению многих видов деловых бумаг.
Этапы работы:
1) уяснение, в каких случаях деловая бумага применяется;
2) анализ стандартного образца;
3) выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа;
4) коллективное составление документа;
5) самостоятельное составление деловой бумаги;
6) использование коррекционно развивающих упражнений, заданий разной степени сложности.
Составление документа из деформированного текста. Исправление неправильно составленных документов. Составление документа по аналогии с литературным материалом. Составление документа по образцу.
Использование рисунка – подсказки при составлении деловых бумаг. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать с текстом. Использование текста в качестве учебного материала открывает большие возможности для языкового, речевого, интеллектуального развития учащихся на уроках делового письма.
С целью повышения мотивации составляют ребусы, кроссворды, подбираю стихи, отрывки из художественных произведений, интересные исторические сведения под рубрикой «Знаешь ли ты?»
- Почему почтовая карточка называется открыткой?
- Чем знамениты почтовые голуби?
- Почему гонцы прятали в шапку деловые бумаги?
- Какой документ называют филькиной грамотой?
- Почему индекс состоит из шести цифр?
Особое внимание уделяется лексикосемантической работе. На каждый вид делового письма составляется тематический словарь. Для выяснения значения слов используются толковые словари С.А. Ожегова, В.И. Даля.
Данное пособие способствует осуществлению дифференцированного подхода, активизации познавательной деятельности учащихся через использование словесных, наглядных, проблемнопоисковых методов обучения. Учащиеся с интересом выполняют практические задания в рабочей тетради.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)