Особенности формирования личности детей с особыми потребностями в учреждениях образования инклюзивной ориентации
Для детей, особенно детей с ограниченными функциональными возможностями, обучение в школе является формой подготовки к взрослой жизни. Полученные в школе знания и навыки помогают им выбрать путь после окончания школы. Такие дети достаточно неоднородная группа, с различными потребностями в обучении. Одни дети нуждаются в специальной учебной среде с достаточно сложной структурой и значительным вниманием к индивидуальному подходу, другие – в сложном оборудовании и работе с различными специалистами, третьим будет достаточно обеспечить только коррекцию порока в общеобразовательной школе или обеспечить домашнее обучение.
Методы изучения пространственного мышления, развивающее влияние которых осуществляется через такие измерения, где исследуются три формы пространственного мышления через представление:
- о пространственных признаках предметов (форма, величина);
- о направлениях пространства;
- о пространственных отношениях между предметами.
Пространственное мышление приобретает специфические особенности, которые обусловлены характером возрастных различий, влияющих на различные виды деятельности. Значительным информационным содержанием характеризуются зрительные образы, которые дают возможность внезапного осмысления отношения между реальным объектом и его образом. Этим и объясняется необходимость развития пространственного мышления, что должно найти реальное отражение в повседневной жизни ребенка младшего школьного возраста, особенно для детей с ограниченными функциональными возможностями.
Для педагога личность школьника является главной целью заботы. На первом месте должен быть дифференцированный подход к развитию личности с особыми потребностями. Лучше всего его осуществлять в инклюзивных классах, где педагог, психолог должен ориентироваться на выявление возможностей ребенка, а не его недостатков, дифференцировать каждый из возрастных периодов.
У детей с ограниченными психофизическими возможностями есть физические, сенсорные и другие проблемы со здоровьем, которые с раннего детства их тяготят, причиняют боль, создают определенные проблемы в развитии, трансформируются в комплексы неполноценности, одиночества. Такая личность, при отсутствии надлежащей социально-психологической поддержки, строит свое несколько «деформированное» жизненное пространство, с отличными по сравнению с другими людьми, ценностями, установками, ориентациями.
Воспитание и обучение данной категории детей должно носить развивающий характер, с учетом сложности дефекта. Для предупреждения и коррекции патологического формирования личности большое значение имеет помощь родителей в установлении правильных взаимоотношений с коллективом. Необходимо постоянно развивать потребность в общении со сверстниками, учить помогать другим, правильно воспринимать помощь товарищей и взрослых.
Родителям следует помнить, что наряду с постоянной заботой о ребенке, нужно максимально развивать в ней самостоятельность, необходимую для социальной адаптации в зрелом возрасте. Ребенок должен чувствовать себя самостоятельным, полезным, нужным в окружающей среде.
Важно найти в родителях единомышленников, которые понимают проблему и борются за успехи ребенка вместе с педагогом и врачом. Во всех без исключения случаях, надо пытаться сделать «тяжелого» ребенка своим другом, применив специальные методические средства. Это нужно делать тактично, чтобы он не чувствовал себя неполноценным, а понял, что у каждого есть свои «слабые стороны» и с ними можно справиться.
Классному руководителю нужно поговорить с учениками класса о сочувствии и помощи детям с особыми потребностями, постоянно заниматься формированием положительных мотиваций необходимости гуманных отношений.
На основе диалогического общения с детьми, их родителями, привлекать учащихся к совместной работе - обучение, которое вызвало бы у них радость, чувство успеха, продвижения вперед, личностного развития. В каждом ребенке заложена потребность быть значимым. Нужно дать ему шанс реализовать себя в процессе учебной работы.
Ребенок с особыми потребностями постепенно должен научиться неуклонно соблюдать распорядок дня. Обычное выполнять легче. Важно чередовать четкий режим работы и отдыха
Задача педагогов - вместе с учеником определить его интересы, цели, возможности, путем преодоления препятствий, которые мешают получить положительные результаты в различных сферах жизнедеятельности.
Формирование активной личности, способной быстро ориентироваться в сложном жизненном пространстве и творчески изменять его по мере собственных возможностей, является одной из основных задач в процессе обучения и воспитания детей с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)