Использование информационных технологий в обучении слушателей с особыми потребностями
Эффективное использование преподавателем информатики информационных и телекоммуникационных технологий в обучении слушателей с особыми потребностями выступает проводником в мир знаний, личностной, профессиональной и социальной адаптации. Умение работать с персональным компьютером предоставляет слушателям возможность реализовывать свои потребности: устроиться на высокооплачиваемую работу, помогать родным и близким в пользовании компьютером, общаться с друзьями средствами глобальной сети.
При изучении информатики слушатели с особыми потребностями по-разному воспринимают информацию:
- используют преимущественно слух: учатся по словам других, из того, что они прочитали вслух или глазами, из лекций, дискуссий, устных докладов, речей, аудио и тому подобное;
- используют преимущественно зрение: учатся по тому, что видят собственными глазами, наблюдают; имеют хорошую зрительную память. Рисунки, образы, схемы, таблицы, цвета помогают таким слушателям запоминать информацию;
- используют преимущественно непосредственный контакт: лучше учатся через выполнение упражнений и заданий, через прикосновение и непосредственный контакт с предметом, через аналогии с реальными вещами. Такие слушатели нуждаются преимущественно учебных практических задач; им нужен собственный опыт, который придет через прикосновение (составление схем, сравнение с реальными объектами или событиями);
- используют преимущественно аналитический и глобальный подход к обучению: лучше усваивают информацию через ее последовательную обработку, используют метод индукции и дедукции. Такие слушатели учатся преимущественно по подробным инструкциям.
Для обеспечения качественного обучения слушателей с особыми потребностями предлагается к традиционным формам обучения активно привлекать мультимедийные средства и информационно-коммуникационные технологии обучения информатике.
Учебные видеофайлы лекций и практических работ используются в процессе изучения информатики для:
- получения новых знаний: просмотр видеоматериала после прослушанной лекции;
- выполнения практических заданий (одновременный просмотр учебного материала и выполнение практических действий);
- повторения и усвоения полученных знаний и умений;
- просмотра видеоматериала независимо от места и времени. Таким образом, широкое применение в учебном процессе видеофайлов лекций и практических работ обеспечит до 70% усвоения учебного материала.
Для повышения уровня демонстрации и создания детальной иллюстрации предлагается в видеоматериалах активно использовать:
- анимационные объекты для сосредоточения внимания;
- сноски и примечания с пояснениями;
- интерактивные кнопки, текстовые записи;
- увеличение для конкретных деталей;
- подвижные элементы.
Видеоматериалы хранятся в различных форматах, что позволяет просматривать их различными способами: мобильным телефоном, мультимедийным проигрывателем и др. Слушатели могут просматривать и повторять учебный материал в любом месте: в авто, на прогулке и др.
Таким образом, активное использование учебных видеоматериалов в процессе изучения информатики слушателями с особыми потребностями позволит повысить уровень усвоения знаний, умений и навыков, положительно влиять на профессиональную реализацию и адаптацию слушателей.
Перспективные направления дальнейших исследований данной проблемы заключаются в исследовании системы психолого-педагогической помощи в получении знаний по информатике слушателями с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)