Формирование личности в интегрированной группе
В современных условиях гуманизации образования, его открытости и требований обеспечения всех слоев населения высоким уровнем образованности, государство особое внимание обращает на организацию учебной деятельности с детьми, имеющими особые потребности. Этот вопрос приобретает актуальность из-за постоянного роста количества детей, которые имеют особые потребности, что влияет на необходимость пересмотра подходов к организации учебного процесса с учетом их потребностей.
Поэтому в государстве создаются благоприятные условия, которые бы могли помочь детям с проблемами в развитии, удовлетворить их потребности, исходя из реальных возможностей личности и требований общества. Одной из государственных программ такого рода является Концепция государственного стандарта специального образования детей с особыми потребностями.
Именно гибкость образовательной системы позволит получить образование в соответствии с потенциальными возможностями личности.
Основными путями реализации концепции определены вариативность учебных планов, образовательных программ и технологий обучения, способствующих включению детей с особыми потребностями в соответствующую образовательную систему.
Поэтому вопросы организации учебной деятельности в условиях подготовки детей с особыми потребностями в общих образовательных и воспитательных заведениях приобретают актуальность и необходимость научного обоснования.
Нарушение развития является достаточно изученным разделом в специальной педагогике и психологии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, которые активизируют умственную и практическую деятельность лиц с нарушениями в развитии и способствуют повышению эффективности интеграции и адаптации их в общество.
У детей-инвалидов снижен перцептивный аспект общения, которое в основном направлено на восприятие и взаимопонимание партнерами друг друга. Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект.
Ощущение собственного несовершенства - нормальные человеческие чувства. Но человек начинает бороться с этими чувствами, они толкают его к тому, чтобы развить свои возможности, достичь в чем-то совершенства. Это движущая сила развития. Чувство собственной неполноценности порождает борьбу.
Формирование личности студентов с особыми потребностями в условиях техникума-интерната
Человека следует воспринимать таким, какой он есть, опираясь на то, что есть лучшего в нем, вникать во все его проблемы, и помогая ему, не забывать, что имеем дело не с отдельным качеством, а с личностью в целом. Особенно, если это молодой человек с ограниченными функциональными возможностями.
У подавляющего большинства людей с функциональными ограничениями наблюдаются проявления социально-психологической дезадаптации, обусловленные социальным и психологическим факторами. Под социальным фактором мы понимаем статус, который имеет человек. Осложнены практически все виды его социальной жизнедеятельности, а совокупность социальных ограничений можно подвести к социальной изоляции человека с ограниченными возможностями. Вторым фактором социальной дезадаптации является психологический.
Формирование личности молодого человека с особыми потребностями невозможно без индивидуального подхода, который представлен системой, целостным единством как в медико-психологическом, так и в социально-педагогическом аспектах. Задача педагога - найти нераскрытые ресурсы молодого человека и помочь использовать их с целью самореализации и лишения комплексов. При этом главным является то, что дальнейшее обеспечение их жизнедеятельности происходит благодаря активному образу жизни самих людей с ограниченными функциональными возможностями в обществе.
Профессиональное обучение для человека с ограниченными функциональными возможностями - это не только повышение его социального статуса и дохода, развитие навыков и умение работать, основная его цель - интеграция человека в общество.
Задача преподавателей техникума - позаботиться о том, чтобы происходила переориентация студентов на самостоятельность, активность, свою ответственность. Все занятия должны иметь личностно-ориентированный характер. Полноценная, активная личность формируется, прежде всего, собственными усилиями, поэтому в преподавании учебных дисциплин нужна тесная взаимосвязь личного интереса, поиска со стороны студента и творческого подхода от преподавателя.
Успешному решению этой задачи способствует применение методов и приемов проблемно-развивающего обучения. Суть проблемного обучения в том, что преподаватель сам создает проблемную ситуацию путем формулирования учебной проблемы, помогает найти путь решения в доступных для студентов противоречиях, раскрывает движение мысли в поиске истины.
Каждому студенту дается выполнение такой работы, которая доступна его пониманию, и именно эта работа возбуждает интерес к учебе и становится силой его творческого саморазвития.
Важное внимание уделяется проведению самоподготовки в учебном заведении. Выполняя домашние задания, студенты начинают понимать непродуктивность лености, с интересом выполняют интересующую их работу и получают удовольствие от результатов деятельности.
Молодой человек учится самостоятельности, ответственности, уверенности в собственных силах и готовности действовать в нестандартных критических ситуациях, поскольку именно этого ожидает от него жизнь.
Студенты должны осознать, что научиться жить - это значит выбрать собственную позицию, выработать индивидуальное видение мира, отношение к себе и другим, поставить перед собой жизненные цели, чтобы действовать в соответствии с ними. Именно такому формированию личности способствуют индивидуальные программы жизнетворчества.
Проблемам жизненного самоопределения значительное внимание уделяется также при проведении воспитательных часов. В дискуссионных клубах, на «круглых столах» студент находится в диалоге со сверстниками, педагогами, проблемами жизни. Каждый человек вступает в диалог с самим собой, со своей совестью. На таких часах общения студенты моделируют и анализируют проблемные жизненные ситуации, выражают свою точку зрения по различным вопросам, формируют свое жизненное кредо, высказывают мнения. Именно эти диалоги являются алгоритмом построения индивидуальной программы жизнетворчества.
Такие размышления помогают студенту глубже познать самого себя, пережить чувство ответственности за свои действия. Думая о настоящем и будущем, молодежь строит концепцию жизни, ставит перед собой большой вопрос: в чем заключается ее смысл?
Чтобы учебно-воспитательный процесс приобрел вес, студент должен сам осознавать необходимость самосовершенствования. Способность к самоопределению - важнейшая составляющая развития человека.
Особенности волонтерской деятельности детей с особыми потребностями
Волонтерская деятельность детей с особыми потребностями будет способствовать их социальной адаптации. Во время волонтерской деятельности дети с особыми потребностями смогут овладеть опытом позитивного отношения к себе и окружающим, ведь каждый из них чувствует внимание и заботу от других участников и отвечает таким же поведением. Каждый волонтер может рассчитывать на помощь других - это способствует тому, что он учится доверять людям. Такое обучение полезно также и для здоровых детей, так как они учатся понимать проблемы других, становятся добрее.
Сущность волонтерской деятельности детей с особыми потребностями будет заключаться в:
- объединении активных молодых людей;
- содействии реализации их естественных стремлений к самоорганизации;
- помощи в определении и устройстве своей жизни.
Объединяясь в волонтерские группы, дети с особыми потребностями будут объединять свои знания, жизненный опыт, возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Будучи активными участниками общественно-полезных дел, волонтеры постепенно начнут активно участвовать в социальной жизни.
Волонтерская деятельность больше, чем другие институты социализации, акцентирует внимание на развитии самостоятельности, инициативности, управленческих навыков, воспитании сознательной личности с активной жизненной позицией, воспитывают волонтеров духовно и социально развитыми личностями.
В процессе волонтерской деятельности волонтеры осознают свои личные недостатки и проблемы, успешно их преодолевают и становятся успешными и целостными личностями. Поэтому можно говорить о том, что волонтерство практически готовит ребенка с особыми потребностями к активной и полноценной жизни в обществе.
Использование обучающих видеоматериалов при изучении информатики слушателями с особыми потребностями
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)