Моделирование и проигрывание ролевых ситуаций
Моделирование и проигрывание ролевых ситуаций отличаются от других дидактических и деловых игр тем, что подготовка сводится к минимуму. Студент сам выбирает различные варианты в зависимости от той внутренней позиции, которую он для себя избрал.
Студенты делятся на несколько групп, каждая из которых получает одинаковые по цели, но разные по позициям задачи (анализ определенной ситуации с позиции социального педагога, ученика, родителей и т.д.). Каждая группа предлагает свой вариант решения. Затем проводится общее обсуждение всех вариантов.
Специфика таких занятий заключается в обеспечении условий развития важных профессиональных качеств будущих социальных педагогов: педагогического мышления, воображения, внимания, способности к саморегуляции, использования своего психофизиологического аппарата как инструмента педагогического воздействия и т.п.
Воспроизведение и анализ ситуаций, с точки зрения всех задействованных в ней лиц, способствует развитию способности к децентрации, отказа от признания единственно правильной (своей) точки зрения, развивает осознанную потребность знать, как оценивают ситуацию другие студенты, какой они ее видят.
Практические занятия, проведенные в игровой форме, обеспечивают целенаправленную и осмысленную работу студентов первого курса, помогают им влиться в учебный процесс, овладеть основами научной организации умственного труда и уже на начальном этапе обучения формировать профессиональные навыки и умения будущего специалиста. Стоит также отметить, что активизирующий потенциал таких занятий заключается не только в том, что в игровой ситуации проходит осмысление профессиональной деятельности, но и создаются условия для более глубокого познания собственных возможностей, что способствует дальнейшему целенаправленному личностному развитию и выходу на творческий уровень самореализации.
В конце изучения курса «Введение в специальность» был проведен опрос среди первокурсников. На вопрос «Что дали вам занятия, проводимые в игровой форме?» - ответы распределились следующим образом:
- помогли развить личностные и профессионально важные качества (студенты отмечали уравновешенность в общении, преодоление неуверенности в себе, они стали более наблюдательными, сдержанными, внимательными и т.д.);
- помогли осознать социальное значение профессии, требования общества к социальному педагогу, почувствовать себя в роли социального педагога, осознать ответственность за свою профессию;
- помогли лучше узнать себя, выявить основные направления профессионального самосовершенствования.
Таким образом, опрос студентов показал, что использование на занятиях активных методов существенно влияет на активизацию профессиональной подготовки будущего социального педагога. Учебная деятельность студентов с элементами игровых технологий, помогает им усвоить приемы творческой умственной деятельности, приобрести знания в форме, необходимой для профессиональной деятельности социального педагога.
Однако, стоит отметить, что изложенные в исследовании дидактические средства и способы активизации подготовки студентов в процессе изучения курса «Введение в специальность» могут успешно функционировать только тогда, когда эта работа будет проводиться систематически. Перед студентами необходимо постоянно ставить новые цели, проблемы, обеспечивать новые обстоятельства и условия учебной деятельности. В конечном итоге студенты должны создать собственную организацию знаний, умений, навыков, качеств, которые будут наиболее эффективными в будущей профессиональной деятельности.
Совершенствование процесса организации обучения будущих специалистов в условиях дистанционного обучения
В сегодняшнем образовательном пространстве возникла проблема несоответствия между запросами общества в высококвалифицированных специалистах и неспособностью современной образовательной системы их удовлетворить, учитывая экономические и социальные преобразования в обществе, а также инертность образовательной системы, которая не может своевременно и адекватно приспосабливаться к новым преобразованиям.
Новые условия современного образования актуализировали новую проблему создания гибких систем обучения, которые имели возможность адекватно реагировать на эти изменения не только в качественном, но и в количественном отношении и обеспечивать своевременную подготовку специалистов определенного профиля и уровня. Именно к таким учебным системам и относится дистанционное обучение.
На основе анализа педагогической литературы по вопросам дистанционного обучения осуществлена общая характеристика данного феномена, что позволило:
1) определить дистанционное обучение как организованный и управляемый педагогом с помощью новых педагогических и информационных технологий процесс, который происходит в условиях временного и пространственного разъединения субъектов обучения;
2) выделить основные особенности дистанционного вида обучения:
- пространственное и временное разделение преподавателей и учащихся;
- опосредованная организация и управление обучением с помощью новых педагогических и информационных технологий;
- гибкие условия обучения для людей, которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем;
- возможность выбора времени, места, продолжительности обучения, содержания, форм, методов обучения;
- возможность постоянного интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентом и между студентами;
- интеграция с другими видами обучения;
При условии включения средств дистанционного обучения в традиционный образовательный процесс на практике реализуется дидактический принцип индивидуализации обучения, который в свою очередь связан с развитием навыков самооценки и самоконтроля, самостоятельности и самореализации.
На сегодняшний день в каждой европейской стране функционирует значительная группа учебных заведений, реализующих дистанционные обучающие программы. Методики и программы такого обучения используют новые информационные технологии, включая спутниковое телевидение, компьютерные сети и т.д.
Сегодняшняя система обучения на дневных отделениях вузов способствует отработке, развитию и качественному улучшению структурных компонентов самой системы образования в целом, но, с другой стороны она разработала четкую альтернативу глобальных структурных изменений в обществе в виде дистанционного обучения. Об этом свидетельствует широкое внедрение в практику дистанционного обучения на традиционных заочных отделениях большинства вузов.
Принципы открытого дистанционного обучения студентов реализуются в деятельности международных объединений, которые совместно разрабатывают методологию и методику такого обучения, хотя и действуют в рамках своих образовательных систем.
Накопленный мировой опыт по организации систем дистанционного обучения, который активно распространяется в России, предоставляет достаточно веские основания для его переработки, дополнения, адаптации и практического применения.
Особую популярность данный вид обучения приобретает в регионах, которые характеризуются следующими факторами:
- значительные территории (расстояние от места проживания студентов к учебному заведению);
- неустойчивое экономическое положение;
- наличие высокого уровня неудовлетворенности спроса на образовательные услуги.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)