Особенности контроля качества знаний студентов интегрированной образовательной среды
Для получения квалификации «Специалист по здоровью человека» студенты должны овладеть значительное количество дисциплин, часть из которых тесно связана с изучением теории и методики физического воспитания и спорта, а другая - исключительно медицинского плана.
При изучении учебных дисциплин у студентов возникает ряд трудностей субъективного и объективного характера.
Субъективные трудности заключаются в том, что ряд студентов имеют недостаточный базовый уровень подготовки по общетеоретическим дисциплинам медико-биологического профиля. Объективные трудности определяются тем, что студенты должны усвоить большой объем учебного материала по каждой дисциплине, осмыслить его путем построения логических взаимосвязей, уметь воспроизвести не только теоретические знания, но и продемонстрировать практические навыки.
Уровень подготовки и процент усвоения материала каждым студентом разный и зависит от социально-экономических условий, психологических особенностей личности, уровня интеллектуального развития. Для их оценки необходимо проводить контроль знаний. Он стимулирует познавательную активность, выявляет недостатки в учебном процессе, пробелы в знаниях студентов и позволяет их откорректировать. Контроль положительно влияет на развитие памяти и мышления студентов, привычку к систематическому труду, повышает ответственность за выполненную работу, способствует формированию активной жизненной позиции, развивает потребность в приобретении профессиональных знаний и навыков, то есть формирует качества, необходимые высококвалифицированному специалисту. Важным звеном в методологической иерархии принципов личностно-ориентированного обучения является выявление субъективного опыта студента. Это предполагает не просто внедрение в сознание студента содержания понятий, а согласование этого содержания с субъективным опытом студента, то есть с его «остаточными» знаниями по другим дисциплинам, которые являются базовыми для усвоения дальнейших знаний интегральных учебных предметов. Такой принцип требует коррекции содержания модуля под фактические знания студента, разработки дополнительных задач для ликвидации пробелов в знаниях, контроля усвоенной информации и перехода к следующему модулю. Таким образом, на первое место выдвигается педагогический контроль во всех его видах.
Из всех известных технологий обучения (поэтапное формирование умственных действий, проблемное, программированное, развивающее, проблемно-деятельностное, личностно-деятельностное, проектируемое, личностно-дифференцированное, контекстное, игровое, концентрированное, дистанционное) требованиям системы управления в наибольшей степени соответствует модульно-рейтинговая технология. Именно эта система признана в Европе и внедрена в практику обучения в большинстве высших учебных заведений. Согласно положениям кредитно-модульной системы, контроль успеваемости осуществляется в форме текущего, модульного и итогового контроля.
Поскольку основной сферой профессиональной деятельности специалиста по специальности «Здоровье человека» является работа с людьми с различными нозологиями, поэтому чрезвычайно большое внимание преподаватели кафедры оказывают воспроизведению студентами практических навыков в условиях массажного кабинета, лаборатории по физической реабилитации, спортивного зала, зала лечебной физической культуры. Предварительно их осваивают и совершенствуют как на занятии (с последующей коррекцией допущенных ошибок), так и во время заключительного контроля. Основными практическими навыками, которые должны усвоить все студенты являются: проведение процедуры массажа, опросы и обследования больного, оценка результатов лабораторного и инструментального обследования, разработка индивидуальной программы реабилитации для пациентов с различной патологией, оценка ее эффективности. Итоговый контроль знаний студентов проводится согласно учебному плану в виде зачета или экзамена.
Результаты итогового контроля имеют большое значение для совершенствования учебных программ и методики осуществления педагогического процесса в следующем учебном году.
Совершенствование педагогического процесса путем научно обоснованной системы контроля знаний способствует улучшению усвоения студентами теоретического и практического материала и повышению качества подготовки будущих высококвалифицированных специалистов.
Перспективными в этом направлении является разработка новых и совершенствование существующих методов и форм контроля теоретических знаний и практических навыков студентов по специальности «Здоровье человека».
Игровые формы проведения занятий с первокурсниками
Одной из важных учебных дисциплин в системе вузовской подготовки специалистов по социальной педагогике является «Введение в специальность», которая является составляющей профессионально-практической подготовки социального педагога. Опыт преподавания «Введения в специальность» свидетельствует, что у студентов лучше развивается активное творчество во время тренировок, игр и анализа самых разнообразных социально-воспитательных ситуаций, в процессе решения педагогических задач и проблем.
Все занятия учебной дисциплины «Введение в специальность» ориентированы на целостное восприятие профессии социального педагога, студентов учатся видеть в ней внутреннее содержание, самостоятельно определять и анализировать современные социально-педагогические проблемы. Процесс этот тяжелый - многим первокурсникам приходится одновременно преодолевать боязнь откровенного разговора, неуверенность в себе, скованность в общении, а еще поверить в собственные возможности, критиковать и оценивать, анализировать и делать самостоятельные выводы. Без такой предварительной настроенности студентов на проблемное видение содержания профессиональной деятельности учебный процесс в вузе чаще всего осуществляется по стандарту: прослушал - запомнил – воспроизвел - получил оценку - забыл.
Дидактической основой реализации поставленных задач является поэтапное формирование умений и навыков у студентов первого курса. На первом этапе студенты учатся мастерству владеть собой, культуре речи, на втором - тонкостям педагогического общения, на третьем - изучают педагогику сотрудничества. Такая последовательность обеспечивает активизацию обучения за счет самостоятельной деятельности.
Такие занятия позволяют изменить не только соотношение между теоретической и практической подготовкой, но и логику усвоения будущей профессиональной деятельности: обучение идет не только от знаний к усвоению профессиональных умений и навыков, но и от практики, научно-практической деятельности к познанию теории, закономерностей воспитательного процесса. Мотивация познавательного интереса студентов обеспечивается использованием в течение занятий приемов «интеллектуальной разминки», игровых методов подачи материала и постановки реальных творческих профессионально-ориентированных задач.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)