Профилактика развития стрессовых состояний у студентов-первокурсников интегрированной образовательной среды
Для профилактики развития учебного стресса профессорско-преподавательский состав института, кураторы и воспитательный отдел должны проводить следующую работу:
- проводить профилактику развития учебного стресса;
- основным методом профилактики должно стать постепенное повышение требований к студентам первого курса, которые должны постепенно адаптироваться к обучению в вузе;
- в период адаптации студентов-первокурсников большая роль отводится кураторам, которые должны постоянно общаться со студентами, выявлять состояние напряжения, помогать его преодолению. Иногда простая беседа со студентом помогает решить многие проблемы в обучении;
- когда студент плохо адаптируется к обучению в вузе и обучение ему удается трудно, требования преподавателей ему кажутся недосягаемыми - необходимо провести дополнительную работу;
- необходимо обратиться к родителям, особенно, если студент из другого города и живет в общежитии или снимает комнату;
- при проживании в общежитии куратор должен выяснить, с кем проживает студент, не мешают ли ему в учебе и при необходимости переселить в другую комнату;
- при индивидуальном проживании дело несколько сложнее, но и его можно попытаться решить;
- иногда у студентов первого курса проявляется тоска по дому, особенно, если они не нашли друзей в учебной группе;
- отдельно надо рассмотреть взаимоотношения между студентами в учебной группе, там могут оказаться факторы, которые мешают студенту адаптироваться к учебному процессу;
- когда человек не выражает свои эмоции внешне, он «замораживает» их в виде телесных ощущений, поэтому необходимо научить студента избегать связанных со стрессом застойных, неотредактированных негативных эмоций и выработать, так называемый, «антистрессовый иммунитет».
Таким образом, надо приложить немало усилий, чтобы изменить у студента негативное восприятие учебного процесса и, как говорят психологи, перевести его с позиции «жертвы» на позицию «победителя».
Особенности профессиональной подготовки специалистов интегрированной образовательной среды направления подготовки «Здоровье человека»
На данный момент возникает насущная необходимость в квалифицированных специалистах, способных не только решать вопросы восстановительно-реабилитационного порядка, но и добиваться того, чтобы здоровый образ жизни стал основным камертоном жизнедеятельности каждого нашего гражданина, а особенно молодежи.
В этой подготовке ключевое место должна занять категория качества жизни - понятие, включающее сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья. Гармония этих условий позволяет достичь высокого уровня физического, психического, а также социального благополучия и самореализации человеческой личности.
Кроме того, в профессиональной подготовке специалистов в центре внимания должны быть поставлены:
- учение о здоровье, адаптационные реакции и резистентность организма;
- разработка новой методологии физической реабилитации, которая определяет тесную взаимосвязь; взаимодействие ее теоретических положений с их практической реализацией в условиях специального психомоторного тренинга;
- совершенствование навыков лечебной комплексной психофизической тренировки;
- компьютерное моделирование тестовых программ оценки уровня здоровья, его повреждения, физической подготовленности реабилитантов;
- мониторинг здоровья различных возрастных групп.
Кардинальной целью профессиональной подготовки специалистов по данному направлению является важная общественная доминанта - преодоление негативных тенденций формирования здоровья у взрослых и детей, содействие восстановлению здоровья у лиц, страдающих хроническими заболеваниями; возвращение к нормальной жизни людей с физическими дефектами, отставанием в развитии и тех, кого называют «человек с ограниченными возможностями».
Система профессиональной подготовки специалистов в связи с ведущими тенденциями современного образования требует кардинальной оптимизации изменений форм и методов организации самого учебного процесса.
Подготовка специалистов по направлению «Здоровье человека» является сложным, но достаточно перспективным делом.
Пути повышения эффективности профессиональной подготовки таких специалистов, деятельность которых связана с базисной ценностью человечества - здоровьем, ищут во всех цивилизованных странах.
Сегодня в нашем обществе четко проецируется переход на гуманистическую методологию обучения и воспитания, однако в учебном процессе высшей школы все еще сохраняются дисгармонии между фронтальными способами профессиональной подготовки и индивидуальными формами учебно-познавательной деятельности каждого студента. Сохраняются также определенные противоречия между необходимостью диверсификации образования и однообразием содержания, а также относительной скудностью учебных технологий. Не изжит до сих пор доминирующий объяснительно-иллюстративный характер преподавания, а деятельностный характер обучения, который доказал свою чрезвычайную ценность, все еще не стал общепризнанным в стенах высших учебных заведений большинства регионов.
Одним из важнейших приоритетов решения указанных проблем является (относительно профессиональной подготовки специалистов) разработка и активное внедрение в практику высшей школы новейших эффективных педагогических технологий.
Очень важны задачи - разработки стратегии и тактики распознавания отклонений в состоянии здоровья индивида на той стадии, когда трудно выделить определенную симптоматику и четко поставить обоснованный диагноз болезненного состояния. Большое значение имеет учение о здоровье индивида и положения о здоровье общества.
Таким образом, можно констатировать, что проблема подготовки специалистов физической реабилитации важна не только с медицинской точки зрения. Здесь гораздо больше нерешенных вопросов и нерешенных проблем лежит в педагогической плоскости процесса подготовки специалистов этого направления.
Профессия специалиста по направлению «Здоровье человека» относится к инновационным, и потому в подготовке специалистов следует применять наиболее прогрессивные учебные технологии и подходы.
Есть потребность в:
– определении основного механизма педагогической диагностики сформированности специальных знаний, умений и навыков;
– определении показателей формирования различных уровней компетентности и профессионализма студентов в системе последипломного образования;
– в научном обосновании непротиворечивой системы педагогических условий, которые будут благоприятствовать формированию высококомпетентного, конкурентоспособного, готового к решению любых профессиональных задач специалиста;
– в создании системы комплексного формирования профессиональной компетентности студентов на базе проектной методики средствами личностно-ориентированного образования.
Подготовка будущих социальных педагогов к работе с социальными сиротами как педагогическая и профессиональная проблема
Сиротство, как социальное явление существует в любом обществе: всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без родителей, а процесс их развития происходит или в другой семье, или в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме как общества, так и государства.
Сегодня социально-демографическая ситуация характеризуется увеличением количества детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и их удельного веса в общей численности детей. Заметное увеличение количественных показателей по числу детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, обусловлено усилением контроля со стороны государственных органов за условиями воспитания и развития детей в семье.
Решение проблемы сиротства непосредственно связано с профессиональной подготовкой специалистов - социальных педагогов. Осуществление практической подготовки этих специалистов имеет свои особенности, обусловленные спецификой процесса становления и развития указанной профессии. Подготовка кадров для социально-педагогической сферы в высших учебных заведениях началась сравнительно недавно. Поэтому одной из актуальных научно-практических задач, которая требует разработки теоретических и технологических основ, является совершенствование подготовки будущих социальных педагогов к работе с социальными сиротами.
Проблема профессиональной подготовки социальных педагогов была предметом ряда исследований. Однако формирование их готовности к работе с социальными сиротами не исследовалось.
Кроме того, социальные педагоги испытывают трудности психолого-педагогического, технологического, организационно-коммуникативного характера, что затрудняет:
– установление контакта с социальными сиротами и прогнозирование их действий;
– мешает адекватно оценить ситуацию и не переступить грань вмешательства в личную жизнь клиента;
– определять оптимальные способы помощи и содействия;
– стимулировать социальных сирот к активной позиции в предупреждении и решении проблемных жизненных ситуаций.
Существует ряд противоречий, мешающих решению задач подготовки социальных работников к работе с сиротами:
- между актуальными потребностями общества в профессиональных специалистах для работы с социальными сиротами и реальным положением профессиональной подготовки будущих социальных работников к работе с ними;
- между имеющимися возможностями высших учебных заведений по подготовке будущих социальных педагогов и малоэффективным характером их использования на практике;
- между морально-этическими требованиями к личности будущего специалиста и девальвацией ценностей в современном обществе;
- между имеющимся мировым опытом работы с социальными сиротами и недостаточным теоретическим и практическим его обобщением для решения исследуемой проблемы.
Учитывая социальную значимость проблемы подготовки будущих социальных педагогов к работе с социальными сиротами, имеющиеся противоречия, а также недостаточная ее разработанность, обусловили необходимость обоснования педагогических условий, призванных сделать более результативной профессиональную подготовку студентов.
Подготовка социальных педагогов к работе с социальными сиротами, будет успешной в условиях:
- совершенствования содержания профессионально-педагогической подготовки студентов на основе максимального учета модели личности ребенка-сироты;
- развития у студентов рефлексивного отношения к работе с социальными сиротами;
- использования в процессе подготовки студентов комплекса упражнений профессиональной направленности, потенциала педагогической практики и самостоятельной работы студентов;
- привлечение студентов к коллективному обсуждению проблем социального сиротства, составленных на материале художественных произведений и реальных жизненных ситуаций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)