Перестройка стереотипов деятельности
Основную роль системы повышения квалификации следует отводить перестройке стереотипов деятельности и мышления преподавателей и замены негативных установок. Главной целью последипломного образования следует считать - формирование готовности преподавателя к деятельности в условиях образовательной ситуации в регионе, которая в условиях рыночной экономии постоянно меняется и зависит от динамики социально-политических, экономических и культурных процессов.
Под термином «последипломное образование» мы понимаем систему обучения и развития специалистов с высшим образованием, которая направлена на приведение их профессионального уровня квалификации в соответствие с мировыми стандартами, требованиями времени, личностными и производственными нуждами, совершенствованием их научного уровня, стимулированием и развитием творческого и духовного потенциала личности.
Повышение квалификации преподавателей составляет комплексный, системный и непрерывный процесс развития профессионального потенциала личности преподавателей. Под комплексностью процесса повышения квалификации понимается не только объединение различных форм и видов повышения квалификации, но и повышение квалификации по различным направлениям работы преподавателя. Системность повышения квалификации предусматривает взаимосвязь этого процесса с другими аспектами управления персоналом, важнейшие из которых - мотивация, планирование и организация повышения квалификации.
В целом, совершенствование педагогического мастерства преподавателей проходит несколькими путями:
- на курсах начинающих преподавателей, которые закладывают основы их педагогического мастерства;
- на курсах повышения квалификации преподавателей в ведущих вузах;
- самообразования.
Проведение подготовки преподавателей базируется на хорошо проверенных принципах, которые уже стали народными:
- ты мне скажешь - я забуду;
- ты мне покажешь - я запомню;
- если ты меня привлечешь - я пойму.
Исходя из этих принципов, в рамках системы совершенствования мастерства преподавателя сначала идет слово: читаются лекции, работает постоянно действующий семинар, проводятся методические совещания и конференции. Затем преподавателям показывают саму технологию организации и проведения занятий в современных условиях. Они привлекаются к семинарам-практикумам, семинарам-тренингам, посещают открытые и показательные занятия ведущих преподавателей вузов, на которых они видят процесс обучения с использованием инновационных технологий.
Заключительным этапом этого дела является самостоятельное проведение преподавателями пробных занятий, где они окончательно должны понять сущность новейших технологий обучения и овладеть методикой их применения. В то же время, для активизации познавательной мотивации преподавателя по результатам оценки этих занятий проводится их аттестация.
Таким образом, работа преподавателя - очень сложный мыслительный процесс, который требует умелого выполнения конструктивной, организационной, исследовательской и других функций. Анализ этих функций показывает, что центральной проблемой педагогической деятельности преподавателя является его творчество. Творчество характеризуется, как самостоятельное использование достижений педагогической науки и передовой практики такими средствами, когда в решение учебно-воспитательных задач постоянно вносится свое, новое, более совершенное и преподаватель, при этом, оптимально объединяет испытуемые методики и новейшие технологии обучения.
Для эффективного решения задач обучения преподавателю, прежде всего, необходима педагогическая грамотность, эрудированность, теоретическая подготовка и практическое знание отрасли, которую он преподает.
Педагогическая грамотность и высокая эрудированность преподавателя дает ему возможность проводить глубокую диагностику предмета обучения, а именно: установить, что усваивается студентами лучше, а что сложнее, что интересно, а что волнует и почему. Это позволяет преподавателю выбирать верные пути и средства воздействия на студентов, вовремя оценивать результативность обучения, корректировать свои действия и, в целом, мастерски владеть методикой и техникой влияния на студента. Все это вместе совершенствует процесс обучения, повышает его эффективность.
Непосредственное воспитательное воздействие на слушателей преподаватель осуществляет применением своих педагогических навыков и умений: познавательных, проектировочных, организационных, коммуникативных и др.
Нечеткая структура занятия, неорганизованность в работе студентов встречается в несколько раз чаще у начинающих преподавателей, чем у опытных. Исходя из этого, в ходе занятий с начинающими преподавателями обращается особое внимание на формирование у них организационных навыков и умений, а именно: умение создать оптимальные группировки студентов в аудитории; организовать содержание учебного материала в ходе его преподавания, управлять познавательной деятельностью студентов, своим собственным поведением и др.
Существенное значение для преподавателя, воспитателя имеют коммуникативные навыки, умение, а именно: общение со студентами и др. Поэтому, в ходе проведения занятий по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей обращается внимание, даются советы как лучше:
- провести моделирование преподавателем будущего общения со студентами (ознакомиться накануне с особенностями аудитории);
- организовать непосредственное общение во время начального взаимодействия со студентами (коммуникативная атака);
- управлять общением со студентами в ходе учебного процесса;
- анализировать систему общения со студентами в ходе учебного процесса;
- анализировать систему общения и моделировать ее на следующую деятельность и др.
В ходе проведения занятий по повышению квалификации особое внимание привлекается к технике преподавания дисциплины, культуры речи и владению необходимыми мимикой и жестами. Преподаватель, как артист на сцене, должен обладать указанными навыками.
Необходимо отметить, что навыки и умения в сочетании с другими качествами личности преподавателя представляют собой сложное психолого-педагогическое образование в личности преподавателя, его педагогическую культуру.
Теоретико-методологические основы подготовки современного специалиста социальной сферы
Вопрос поиска теоретико-методологических основ подготовки современного специалиста, профессионала является предметом исследований многих ведущих ученых. В условиях, когда несравненно возросло значение человеческого компонента в построении будущего общества, когда требуются максимальная человеческая ответственность и усилия быть человеком, когда резко увеличиваются психические и физические нагрузки на человека во всех сферах профессиональной деятельности, углубляется ряд важных традиционных и возникают новые проблемы профессионала, профессиональной деятельности:
- проблемы защиты человека от профессиональной перегрузки;
- оптимизация его контактов с новыми технологическими средствами;
- выявление человеческих возможностей в экстремальных условиях и новых напряженных ситуациях настоящего времени;
- проблемы разрешения конфликтов всех уровней и форм;
- поиска путей совершенствования работы специалистов, которые не имеют права на ошибку.
В наши дни проблема профессии, как и умение качественно делать свое дело, приобретает особый смысл.
Весомость и серьезность студенческой практики подкрепляется тем аргументом, что современный работодатель желает видеть молодого специалиста, который уже при выходе на работу обладает определенными сложившимися компетенциями, а период его адаптации к профессиональной деятельности можно было бы ограничить несколькими неделями стажировки.
Понимание важности практической деятельности, вызывает необходимость поиска дополнительных форм привлечения студенческой молодежи к формированию практических навыков во внеурочной деятельности. Таким способом привлечения является участие студентов в волонтерском движении.
Таким образом, главными задачами практики, как весомого критерия подготовленности специалиста, выступают:
- формирование практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности;
- интеграция теории и практики, которая завершается практическим применением полученных знаний и умений;
- формирование социальной активности личности;
- обеспечение партнерских отношений между университетом и заведениями социальных служб;
- формирование личностных и профессионально значимых качеств будущего специалиста;
- предварительный выбор желаемой сферы профессиональной деятельности.
Многообразие программ, по которым осуществляется подготовка социальных работников в нашей стране, обусловливает необходимость поиска оптимальной модели, которая должна соответствовать двум основным задачам: отвечать на современные запросы общества и быть динамичной и готовой к будущим изменениям и трансформациям. Общая технология, алгоритм обучения должен соответствовать тому типу деятельности (или деятельностей), которые в будущем будет выполнять сегодняшний студент.
Подготовка специалистов для социальной сферы: проблемы и перспективы
Большое количество вузов осуществляет профессиональную подготовку специалистов в области социальной работы на низком профессиональном уровне и без ориентиров на прикладной характер и дальнейшее трудоустройство выпускников. Такая ситуация наносит существенный ущерб государству, приводит к дополнительным затратам на переобучение, к высокой текучести кадров, дефициту с формированием резерва.
Другой проблемой подготовки кадров для социальной сферы является ее незначительный объем. Эта тенденция сохраняется и сегодня, что свидетельствует о слабой мотивации молодежи к занятости в социальной сфере, низкий уровень заработной платы ее работников и тому подобное.
Итак, социальная работа как специальность и как профессия - это новое явление. Новое и перспективное. Данная специальность позволяет самореализоваться тем, чья профессиональная деятельность связана с работой в органах государственной службы занятости. Специалисты по социальной работе организуют практическую реализацию государственной социальной политики. Специалисты по социальной работе работают экспертами и руководителями социальных служб, местных органов власти, фирм, предприятий и организаций. Специальность «Социальная работа» предоставляет возможность реализовать приобретенные профессиональные знания в деятельности различных организаций, партий, ассоциаций, фондов, в которых происходит согласование и реализация интересов разных общественных групп и слоев населения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)