Развитие системы инклюзивного образования
В настоящее время расстройства здоровья рассматриваются как социальная проблема, а не как характеристика личности. Ведь, принимая во внимание, что все люди разные от природы, скорее социум не создает той среды, которая могла бы удовлетворить потребности людей-инвалидов, в частности воспитать отношение к ним как к людям с особыми потребностями, разработать соответствующие производственные нормы, адаптировать архитектуру городов и транспортные средства.
Они оказываются неподготовленными к жизни в обычной среде, не приспособленными к их особым потребностям, а также имеют низкий уровень социализации и социальной адаптации, не умеют общаться с незнакомыми людьми.
Общение - важнейшая социальная потребность человека. А межличностное общение - это средство передачи познавательной и эмоциональной информации, способствующей социальному и интеллектуальному развитию и воспитанию ученика.
Недостаток общения приводит к задержке психического и общего развития учащихся профессионально-технических училищ, что является показателем замедленного социального развития, подавляется эмоциональная сфера, в результате чего эмоции и чувства становятся неразличимыми, замедленными, неадекватными; уменьшается активность и естественная подвижность ребенка, появляется вялость, медлительность, скованность. Все вышеперечисленные признаки в большинстве случаев присущи ученикам с особыми потребностями, но преодолеть их можно путем обеспечения полноценного общения со сверстниками.
Таким образом, в профессиональных учебных заведениях внедряются такие формы образования, которые предоставляют возможность особым ученикам учиться со «здоровыми», социально расти, что и предполагает инклюзивное образование.
Адаптация как условие социализации личности
Большинство исследователей соглашается с тем, что в первую очередь, у абитуриентов после периода психического состояния радости, успеха, веры в будущее, планирования перспектив студенческой жизни, ожидания начала учебного года, наступает вполне реальный и достаточно сложный для большинства первокурсников период адаптации, который длится в большинстве случаев весь семестр.
Образование, подготовка человека к жизни, должны разворачиваться как ответ на вызовы именно этих фундаментальных факторов.
Молодой человек с особыми потребностями должен понять, с какой реальностью ему нужно будет иметь дело, когда она вступит в самостоятельную жизнь. Студенческая молодежь должна быть готовой к преодолению трудностей, которые встретятся на ее пути, верить в прекрасное, надеяться на добро и стремиться к любви.
Ведь только любовь создает культурные ценности, обеспечивает человеку его реальную свободу.
Человек - существо социальное. Его основные характеристики задаются обществом, которое заинтересовано в том, чтобы он формировался как личность со всеми культурными признаками, которые в нем доминируют.
Управление в широком смысле является объективным процессом составления систем, суть которого заключается в обеспечении целостности и положительной направленности их функционирования, поддержания заданного режима для достижения цели путем обмена информацией.
Исходя из этого определения, можно констатировать, что управление социализацией личности в поликультурной среде является объективным процессом целенаправленного упорядочения взаимовлияния основных факторов социализации с целью обеспечения желаемого результата - установления толерантной всесторонне развитой личности, способной к пониманию, общению и сотрудничеству с представителями разных народов и культур.
Главными направлениями управления являются:
1) обеспечение формирования положительной поликультурной среды;
2) составление и передача следующим поколениям конструктивного опыта общения между народами в разные исторические времена и эпохи;
3) оптимизация (на уровне государственной политики и локальных социальных систем) культурного взаимодействия и сотрудничества между народами и культурами;
4) усиление языкового воспитания;
5) целенаправленное воспитание таких качеств личности, как толерантность, настрой на сотрудничество, миролюбие и милосердие, а также нетерпимость и непримиримость ко всяким проявлениям бескультурья, насилия над личностью.
Определяющую роль в создании положительного поликультурного пространства играют образовательные процессы, ведь воспитание и обучение выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Это, в первую очередь, должно быть направлено на формирование у молодого поколения полноценных представлений, знаний о культурном многообразии современного общества, усвоение ценностей своего народа, овладение духовными сокровищами родной культуры, знакомство с культурой народов, живущих рядом, и с культурами народов мира, а также развитие умений и навыков межкультурной коммуникации взаимодействия.
Необходимо постоянно осуществлять, поскольку это является возможным, помощь молодому человеку с особыми потребностями в преодолении духовной слабости, растерянности и неприкаянности. Это требует широкомасштабных разработок программ социализации студенческой молодежи с особыми потребностями, вступающих в жизнь.
Необходимость личностного подхода в процессе обучения детей с особыми потребностями
Человек приходит в наш мир как носитель социальных, культурных, политических отношений, он рождается, чтобы быть счастливым, нужным другим. Но часто возникает вопрос: «Как быть тем, кто появился на свет с определенными недостатками или получил их по объективным причинам?»
Обучение, как образовательный процесс, является весьма важным для развития ребенка, и поэтому квалифицированные педагоги должны обратить внимание на ряд обстоятельств, которые определяют трудности в обучении. Вовремя обнаруженные на начальном этапе обучения ребенка определенные трудности, будут способствовать в дальнейшем эффективной, коррекционной помощи ребенку, и помощи его родителям.
В процессе обучения может возникнуть ряд трудностей:
- трудности при изучении алфавита;
- могут возникать ошибки, когда ребенок читает вслух, делает частые повторы, паузы;
- может не понимать, что читает, странно держать карандаш;
- трудности в формулировке мыслей при письме;
- ограниченный словарный запас;
- может не придерживаться социальных норм во время разговора (говорить по очереди, стоять близко к собеседнику);
- трудности при выражении своих мыслей; может путать математические символы, цифры и др.
Педагоги, чтобы улучшить жизнь детей с особыми потребностями должны:
- узнавать лучше о сильных сторонах и интересы ребенка, поддерживать его;
- давать ребенку положительную оценку и возможность практической деятельности во время занятия;
- распределять задания на определенные шаги и давать больше времени для выполнения задания;
- позволять пользоваться конспектами других детей, использовать диктофон;
- сотрудничать с родителями ребенка;
- хвалить ребенка за хорошо выполненную работу.
Процесс обучения является очень сложным алгоритмом последовательных, кропотливых действий. Педагог должен уделять должное внимание всем детям, потому что каждый ребенок является особенным, является личностью. Именно поэтому очень трудно уделять должное внимание ребенку с особыми потребностями во время общего процесса обучения. Поэтому предлагается внедрять в жизнь, на базе образовательных учреждений, дни общения, сотрудничества, занятий с детьми с особыми потребностями, их родителями. Здесь могли бы помогать студенты под наблюдением квалифицированных специалистов. Для студентов это могло бы служить как опыт работы, а для специалистов эта деятельность может служить как помощь человеку, как исследовательская работа и возможность внедрения новых методик обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)