Достижения и перспективы работы в учреждениях образования инклюзивной ориентации
Существует достаточно аргументов для проведения исследований, направленных на преодоление существующего несоответствия роста запросов органов власти, педагогической теории и практики по разработке эффективных моделей социальной работы с детьми и молодежью с особыми потребностями недостаточной методологической и методико-технологической разработанности системы инклюзивного обучения. В частности, современные общеобразовательные школы и высшие учебные заведения требуют разработки прогностических моделей инновационного развития образования, что связано с ростом требований к качественной деятельности педагогических коллективов в интегрированных и инклюзивных учебных заведениях
Это требует:
– направления усилий на получение субъектами образовательного пространства навыков выполнения новых ролей и функций в процессе профессиональной деятельности;
– опыта адаптации учебных материалов и методики их изложения с учетом индивидуальных возможностей восприятия и усвоения знаний учениками или студентами с особыми потребностями;
– налаживания сотрудничества разно-уровневых учебных заведений инклюзивной ориентации в вопросах обеспечения преемственности и непрерывности учебно-воспитательного и реабилитационного процесса.
Для достижения надлежащей готовности общеобразовательных школ к трансформации интегрированного обучения в инклюзивное обучение применяется модель социально-педагогической работы с учащимися с особыми потребностями в школах инклюзивной ориентации.
Предложенная модель демонстрирует индивидуальный путь развития ученика с особыми потребностями в процессе обучения и воспитания с последовательным прохождением адаптации, интеграции, социализации и развития при условии рационального применения целенаправленных технологий и методов социальной работы.
Перспективным направлением деятельности интегрированных общеобразовательных школ инклюзивной ориентации определено налаживание эффективного функционирования созданного инклюзивного образовательного пространства: школ и вузов, как системы постоянных социальных контактов и конструктивного сотрудничества педагогических коллективов разно-уровневых учебных заведений. Такое направление обеспечивает преемственность и непрерывность учебно-воспитательного и реабилитационного процесса, а также - получение полноценного образования и социализации учащейся и студенческой молодежи с особыми потребностями.
Основополагающим является убеждение, что все дети могут учиться и реализовать свой потенциал в условиях соответствующего обучения, поскольку, прежде всего, методика обучения, а не среда определяют их успех. Решение о направлении учащихся в соответствующее заведение лучше принимать на основе индивидуального подхода, чтобы ученики имели возможность полноценно учиться.
Инклюзивное образование не является чем-то абсолютно новым и неизведанным. Так уж случилось, что рядом со здоровыми детьми живут, растут, воспитываются дети с недостатками физического и умственного развития. Они, как и все без исключения граждане нашего государства, имеют право на получение качественного образования. В учебных заведениях нашего государства уже сегодня учатся дети, которые имеют проблемы со здоровьем, но это не мешает им не только успешно учиться, но и достигать значительных успехов в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
Можно выделить следующий круг условий, которые являются определяющими в успешности инклюзивных процессов:
- устойчивая социальная государственная политика, ориентированная на интегрирование всех без исключения членов общества;
- реализация практик ранней интервенции и проведения коррекционно-развивающих мероприятий;
Одна из главных задач системы образования сегодня - это найти оптимальный путь, который откроет людям с ограниченными физическими возможностями неограниченный доступ к высшему образованию. Решение такой проблемы вполне реально и необходимо.
Достижение большинством инвалидов статуса высококвалифицированных специалистов и профессионалов в настоящее время является проблематичным. Особенно это касается выпускников учебных заведений инклюзивной ориентации. Это связано, прежде всего, с отсутствием взаимосвязи между этими образовательными учреждениями и их базовыми предприятиями, на которых студенты проходили производственную практику, получали качественные профессиональные умения и навыки, а после обучения там же трудоустроились.
Моббинг как социально-педагогическая проблема в системе инклюзивного обучения
Проблема моббинга, как педагогическая, была очерчена еще в 60-80-х годах прошлого века в Швеции, затем в Германии, Польше и других странах Европы.
Впервые термин «моббинг» использовал Конрад Лоренц. Моббинг (с англ. - нападать стаей, травить) - это явление, когда группа или часть его членов систематически совершает нападения и оказывает «травлю» одного из членов этой группы с целью ослабления его позиции в группе или даже вытеснения из нее.
По данным наблюдений моббинг присутствует в большинстве ученических и студенческих коллективах. Причины появления моббинга можно разделить на: внешние (связанные с закономерностями существования коллектива) и внутренние (обусловленные индивидуальными особенностями жертвы). В частности, моббинг обусловлен распределением статусов в коллективе, отсутствием психологических механизмов защиты у жертвы, низким культурным и нравственным уровнем развития группы, отсутствием реально действующей правовой защиты. Особенностью типичной жертвы моббинга является, в большинстве случаев, отличие ее по внешним или внутренним признакам, от окружения. Ученики или студенты с особыми потребностями, которые выделяются на фоне коллектива, находятся в категории повышенного риска жертв моббинга. Этим обусловлена актуальность проблемы моббинга в системе инклюзивного обучения.
Основные направления развития образования молодежи с особыми потребностями в процессе обучения
Для успешной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, преподаватель должен овладеть необходимыми знаниями и навыками, в частности:
- ознакомиться с анамнезом студента, иметь знания об основных видах нарушений психофизического развития ребенка, их влияние на обучение и развитие;
- изучить состояние внимания, уровень познавательных возможностей, утомляемости, темп работы каждого студента;
- в работе со студентом учитывать состояние зрения, слуха, особенности моторики и общего развития;
- быть хорошо знакомым с приборами и устройствами, которыми пользуется студент, уметь проверять исправность слуховых аппаратов, следить за чистотой очков;
- научиться определять, оценивать и создавать учебную среду для детей с различными потребностями;
- понять важность целенаправленного привлечения к работе со студентами членов семьи, установление с ними партнерских отношений;
- изучать и применять основные принципы и стратегии коллективной командной работы;
- научиться наблюдать за студентами и оценивать их развитие во время занятий;
- уметь адаптировать учебные планы, методики, материалы и среду к специфическим потребностям студентов;
- создавать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между студентами и формированию коллектива;
- формировать у студентов опыт отношений в социуме, навыков адаптации к социальной среде;
- относиться с уважением к детям и родителям.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)