Причины и проявления неадекватного воспитания детей инвалидов
- условная любовь;
- перфекционизм, волевое (жестокое) императивное воспитание;
- выработка комплекса вины, стыда;
- унижение достоинства;
- эмоциональная депривация, отказ в душевной теплоте, привязанности;
- постоянный страх наказания;
- регулярное (неожиданное) наказание, психологическая обструкция;
- сексуальные домогательства, сексуальное насилие.
Анализируя функционирование семьи и семейных отношений, обязательно нужно выяснять: как удовлетворяются потребности в развитии семьи в целом и отдельных ее членов.
Характеристики эффективного детско-родительского взаимодействия (взаимодействие - взаимосвязь, взаимовлияние явлений)
- Информированность о состоянии ребенка.
- Взаимность при общении:
- способность ребенка посылать сигналы;
- способность ребенка отвечать на сигналы;
- способность взрослого посылать сигналы;
- понимание взрослыми сигналов ребенка.
- Стимуляция развития ребенка:
- организация развивающего пространства;
- стимуляция исследовательской активности;
- развивающие игрушки;
- понимание зоны ближайшего развития.
- Развитие автономности и самостоятельности:
- готовность ребенка к самостоятельности;
- скорость реагирования на сигналы ребенка;
- адаптация родителей к изменениям ребенка;
- Адекватный эмоциональный тон отношений.
В общем, при эффективном взаимодействии возникает хорошо сформированная привязанность, что проявляется в таких составляющих:
- прикосновение, телесный контакт;
- качание, колыхание, двигательное взаимодействие;
- зрительный контакт, улыбка;
- вокальные взаимодействия, откровенное общение;
- эмоциональная созвучность;
- совместная игра, которая удовлетворяет обоих;
- забота о нуждах ребенка.
Нарушение функции отцовства
- Некоторые родители чрезмерно опекают своего ребенка, не давая ему пространства и свободы для развития собственных возможностей и самостоятельности.
- Некоторые находятся в состоянии депрессии и просто не способны заботиться о ребенке или стимулировать его развитие.
- У других общее отчаяние сочетается с бессильной яростью и озлобленностью на весь мир.
- Многих родителей охватывает злость к своему особому ребенку, но в то же время, пытаясь скрыть это чувство, чувствуют злость уже сами на себя за свое чувство злости к беззащитному ребенку.
- Некоторые дистанцируются физически или эмоционально от своего особого ребенка, не давая ему поддержку в развитии и любви, в которой он нуждается больше, чем другие дети.
- Некоторые родители пытаются спрятаться от болезненных чувств грусти и отчаяния, форсируя различные интенсивные реабилитационные программы, создавая непомерное давление на своего ребенка с целью «ускорить» его речевое, умственное, моторное развитие. Но если они давят слишком сильно, эффект часто бывает обратным, и ребенок оказывается в изоляции и страдает от такой чрезмерной стимуляции.
Признаки сложных жизненных обстоятельств, при которых необходимо срочное реагирование
- Ребенку нанесен серьезный физический ущерб.
- Родители или лица, их заменяющие, не могут или не желают защитить ребенка от потенциальной серьезной угрозы, включая нанесение вреда другими лицами, имеющим доступ к ребенку.
- Родители или лица, их заменяющие, или другие лица, имеющие доступ к ребенку, угрожают ему, что может привести к нанесению серьезного вреда ребенку.
- Поведение одного из членов семьи или других лиц, имеющих доступ к ребенку, имеет насильственный или неконтролируемый характер.
- Кто-то из членов семьи негативно влияет на ребенка, имеет относительно него нереальные ожидания.
- Злоупотребление членов семьи или других лиц, имеющих доступ к ребенку, наркотиками, алкоголем, что может создавать угрозу для ребенка.
- Поведение членов семьи или других лиц, проживающих с ребенком, имеет признаки психических заболеваний.
- Семейное помещение представляет собой угрозу безопасности ребенка.
- Физическое насилие, которое непосредственно угрожает физическому и эмоциональному состоянию ребенка.
- Семья отказывается от встреч с ребенком или существует причина считать, что члены семьи могут уйти и покинуть ребенка.
- Объяснения родителей относительно полученных ребенком травм неубедительны и нереалистичны.
- Родители не хотят или неспособны своевременно удовлетворить потребности, касающиеся физического здоровья.
- Есть подозрение, что ребенок стал жертвой сексуального насилия или эксплуатации.
- Ребенок раннего возраста оставлен родителями без присмотра.
- Брошенный ребенок или ребенок, находящийся в семье, имеет выраженную психологическую депривацию.
Отношение родителей к ребенку с инвалидностью
Случается и такое отношение к кризису, который можно назвать волюнтаристским.
Человек уверен, что все преодолеет, со всем справится и все это сделает очень быстро. Он производит впечатление уверенного в себе, в собственных силах, не ждет помощи, не требует поддержки, целенаправленно действует, не считаясь с затратами сил, используя все имеющиеся возможности, требуя и от других такой же самоотдачи.
На первый взгляд это очень хорошо, но иногда из-за такого волюнтаризма возникает непродуктивное самоистощение, категорический отказ от собственных потребностей ради ребенка. Режим дня четкий, пища полезная, физических упражнений столько, сколько советуют специалисты, а результат не такой, какой должен быть. Почему? Атмосфера, которой окружает такая мать своего ребенка, не создает уюта, и не бывает эмоционально теплой, спокойной.
Распределить внимание между ребенком и другими членами семьи удается не каждому. Ведь большинству родителей кажется, что отвлекаться от своего ребенка абсолютно невозможно. На самом деле возвращение семьи к нормальной жизни, безусловно, является благоприятным фактором в формировании детской личности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)