Общая информация о самых распространенных нарушениях и заболеваниях, которые приводят к инвалидизации в детском возрасте
Детский церебральный паралич
Детский церебральный паралич - это группа стойких, но не постоянных нарушений осанки и движений, которые проявляются в первые годы жизни и обусловлены не прогрессирующим поражением головного мозга вследствие нарушения при его развития.
Детский - возникает до, во время, после родов. Церебральный - поражение в головном мозге. Паралич - потеря целенаправленного движения.
Детский церебральный паралич нельзя считать болезнью в традиционном смысле этого слова. Это состояние, которое прогрессирует и существует от рождения ребенка в течение всей жизни. Диагноз детский церебральный паралич подтверждают, в основном, после года жизни.
Причины возникновения детского церебрального паралича
- Негативные воздействия во время беременности: внутриматочные инфекции, интоксикация беременной, нарушение плацентарного кровообращения.
- Проблемы во время родов: асфиксия, внутричерепные кровоизлияния, родовая травма.
- Проблемы, возникшие у ребенка после рождения: метаболическая интоксикация, инфекции (менингит), нарушения мозгового кровообращения, травма.
Распространенность детского церебрального паралича - 2,5 случая на 1000 новорожденных. Не зависит от страны, культуры, экономического развития.
Принципы классификации детского церебрального паралича
- По форме: спастический, дискинетический, атактический.
- По месту проявления: двусторонний, односторонний.
- По тяжести: легкий, средний, тяжелый (паралич, парез).
Основные признаки детского церебрального паралича
- Проблемы с мышечным тонусом. Тонус - умеренное напряжение мышц, когда они находятся в состоянии относительного покоя. Тонус мышц может быть резко повышенным (гипертонус), пониженным (гипотония) или дистоническим (когда гипотония чередуется с гипертонусом).
- Патологические движения: атаксии (нарушение координации движений, равновесия) и гиперкинезы (непроизвольные, неконтролируемые движения).
- Патологические рефлексы.
- Нарушение равновесия.
- Контрактуры и скелетные деформации.
Другие проблемы, которые часто сопровождают детский церебральный паралич (задержка психоречевого развития - часть детей с детским церебральным параличом имеет разную степень умственной отсталости, нарушения слуха, зрения, судороги, патологии пищеварительной системы).
В чем нуждается ребенок с детским церебральным параличом?
- Прежде всего, в любви и принятии - объятиях, поцелуях, играх, общении. Такое отношение позволяет ребенку чувствовать себя счастливым и является хорошим фундаментом для успешного вмешательства специалистов.
- Уменьшении влияния детского церебрального паралича на ежедневные функциональные навыки - удобно есть, играть, отдыхать (необходимо позаботиться о комфорте ребенка, повышении функционального уровня ребенка, профилактике вторичных осложнений - контрактуры, пролежни, деформации).
- Постепенной стимуляции для предоставления ребенку опыта в изучении своего тела и исследовании среды: сенсорной (ощущение тела, зрительная, слуховая, вестибулярная, тактильная стимуляция), двигательной (ощущение образца правильного движения).
- Медицинском надзоре - невролог, дополнительные методы обследования, генетическое обследование.
- Работе со специалистом физической реабилитации для улучшения двигательных навыков.
- Психологической помощи.
- Педагогических и логопедических занятиях (важно найти сад и школу для социального развития ребенка).
Детский церебральный паралич не вылечивается, но комплексное профессиональное вмешательство, родительская любовь позволяют каждому ребенку развить максимум своих возможностей, улучшить качество жизни и достичь адекватного уровня социализации.
Синдром Дауна
Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, которое характеризуется умственной отсталостью и наличием определенных физиологических особенностей.
Это одна из самых распространенных причин умственной отсталости. Коэффициент интеллектуального развития (IQ) – 20-49, мышление - конкретное, абстрактные понятия - труднодоступные.
Частота синдрома Дауна среди новорожденных составляет примерно 1:700 и не зависит от этнического, социального или географического фактора. Соотношение мальчиков и девочек 1:1.
Лэнгтон Даун описал внешние черты, частые случаи пороков сердца и эндокринной системы. Характерные черты: глаза, переносица, кожа, ладони, форма головы, волосы, пальцы, рост.
Проблемы детей с синдромом Дауна:
- Состояние сердца (50% детей имеют проблемы с сердцем, почти половина из них нуждаются в оперативном вмешательстве. Важно вовремя сделать операцию, а потом ребенок сможет адекватно развиваться).
- Работа щитовидной железы (при рождении и в процессе развития может меняться, поэтому нужно регулярно делать анализы крови - 6 мес, 1 год, а затем 1 раз в полгода). Признаки: быстро устает, вялый, характерные запоры.
- Чаще есть проблемы со зрением (например, катаракта, которая задерживает развитие зрения, косоглазие (если вовремя не заметить, то один глаз перестает функционировать)).
Проблемы со слухом диагностируются довольно часто. Некоторые звуки ребенок может слышать по-другому. Некоторые части слова может воспринимать неправильно. Может слышать, но не понимать.
Задержка развития языка и речи
Понимают больше, чем могут сказать, наблюдается несоответствие между развитием речи и ее пониманием. Могут не говорить, но хорошо понимать все, что происходит вокруг.
Детям с синдромом Дауна нужно постоянно пополнять словарный запас, совершенствовать понимание и работать над развитием речи.
В разговорной речи дети с синдромом Дауна часто пропускают предлоги и глаголы. Знают, что хотят сказать, но не могут сказать.
Существует связь между развитием грамматики и развитием словарного запаса, хотя словарный запас пополняется медленно. Необходимо стараться расширить словарный запас (чем раньше, тем лучше), так как от этого зависит применение грамматических правил. Если активный словарь ребенка - 200-250 слов, то можно начинать учить пониманию грамматических аспектов (число, время). Дети с синдромом Дауна начинают использовать грамматические правила, начинают говорить позже (обычно дети - в 18 месяцев-3 года, дети с синдромом Дауна - 3-8 лет).
Большинство детей с синдромом Дауна имеют проблемы со слухом, периодически теряют слух (наличие жидкости в среднем ухе - средний серозный отит). Это обуславливает трудности при изучении языка, потому что ребенок не слышит все элементы речи.
Если использовать длинные предложения, ребенок запоминает конец. Дети склонны долго обрабатывать информацию, испытывают трудности при дифференциации звуков, использовании вербальной кратковременной памяти. Некоторым детям нужно говорить слова по слогам. Требуют ранней логопедической коррекции (работа над координацией губ, челюстей, мышц лица).
Что касается развития речи, необходимо, чтобы жесты поддерживали усвоение информации. Если использовать жесты, то вероятно, что дети до 3-х лет начнут говорить.
Контроль и развитие слуха, зрения в раннем возрасте является обязательным.
Уместно привлечение следующих специалистов:
- физический терапевт: развитие моторики, двигательной координации;
- логопед: развитие речи;
- психолог: когнитивное развитие.
Память
(Рабочая память - как содержать и как манипулировать информацией)
У детей с синдромом Дауна долгий процесс обработки информации. Например, собака, бегущая за кошкой - черная, дети с синдромом Дауна подумают, что кошка черная. Поэтому нужно с такими детьми разговаривать короткими фразами. Характерны трудности при поступлении и обработке информации. В памяти детей с синдромом Дауна откладывается вторая часть слова: жи - раф.
Такие дети требуют больше времени, поэтому необходимо им давать возможность подумать. С возрастом можно работать над увеличением скорости мышления у детей.
Итак, у детей с синдромом Дауна: очень короткие фразы, неполные предложения, ограниченный словарный запас, нечеткая речь, слабая обработка длинных предложений.
У детей с синдромом Дауна хорошо развиты имитационные навыки. Поэтому родителям стоит строить все свои действия, опираясь на сильную социальную сторону (использовать взаимодействие, возможность наблюдать, моделировать поведение). Разговаривать с детьми и вести себя с ними необходимо естественно - больше разговаривать, чтобы они могли подражать. моделировать свое поведение в соответствии с возрастом (это важно!). При общении с ребенком желательно, чтобы он проявил свою реакцию, но не обязательно требовать говорения. Необходимо создать оптимальную специальную среду для развития и обучения. Короткие занятия для таких детей более полезны, чем длинные. В течение игры необходимо уделять достаточно внимания повторению и проверке изученного. Дети с синдромом Дауна требуют много практики и повторений.
Очень важно давать детям больше времени на формирование ответа. Развитие и обучение происходят постепенно - от навыка к навыку.
Принципы занятий такие же, как и с обычными детьми (песенки, стишки, считалочки, скороговорки). Главное - занятия должны быть практичными и проводиться в привычных для детей условиях.
В работе с такими детьми нужно устанавливать границы, обеспечивать режим дня. Ребенок чувствует себя в безопасности, если знает, чего ожидать, что родители контролируют его поведение. У детей с синдромом Дауна часто есть проблемы с планированием.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)