Развитие социального поведения детей инвалидов
Социальное поведение – это, прежде всего то, как ребенок воспринимает своих близких и налаживает с ними контакт.
Также социальное поведение содержит еще одно понятие - социализацию - олицетворение ребенка и приспособленность к социальной среде. Первые шаги к этому - это умение самостоятельно есть и пить, одеваться и раздеваться, а также способность к самообслуживанию.
Восприятие (наблюдение) и моторная ловкость должны сначала достичь определенного состояния развития. Примерно в конце первого года жизни ребенок частично сможет использовать приобретенные умения для своей самостоятельности. Он начинает есть, держа в руке сухарик, печенье и прочее. Также он пьет из бутылочки, старательно держа ее. Если мать способствует этому, то ребенок на втором году жизни делает это охотно.
Самостоятельность и независимость в уходе и постоянная помощь имеют позже для ребенка и обратное влияние на контакт с другими людьми и вхождение в общество. Поэтому необходимо рассматривать эти умения в контексте социального развития.
С первого момента жизни связь ребенка и его близких имеет чрезвычайно большое значение. Сначала он интенсивно воспринимает эту связь через кожу. Ребенок чувствует ее тепло и мягкость, а также контактирует через кожу с матерью, особенно во время кормления; это первая форма положительной встречи с человеком.
На втором месяце ребенок начинает воспринимать человеческое лицо и реагировать на человеческий голос. В это время он впервые улыбается, выражая радость и хорошее самочувствие, а также когда ребенок видит человека, благосклонного к нему. Радость от контакта можно отчетливо наблюдать у ребенка на протяжении всего первого года жизни. Это свидетельствует о глубокой потребности человека быть среди других людей и чувствовать их расположение. Хорошо известно, какой большой ущерб нанесен детям, которые от рождения растут в детских домах, где нет возможности дать им даже частичку той любви, которую обычно дают родители своим детям.
С шестого месяца жизни ребенок начинает четко распознавать своих близких и отличать их от чужих. Он не улыбается всем, как раньше и не позволяет сразу незнакомым брать себя на руки.
В конце первого года жизни эта сдержанность приобретает все более отчетливые формы и может перерасти в сильный страх перед незнакомцами. Страх перед чужими - очень важная фаза в развитии ребенка. Научившись различать близких и чужих людей, ребенок строит глубокие чувства принадлежности и любви к близким и чувство сдержанности к незнакомым либо едва знакомым в зависимости от чувств.
Семимесячный младенец уже не будет реагировать всегда радостно, когда к нему кто-то любезно говорит, а по собственной инициативе активно и самостоятельно вступать в контакт с близкими людьми. Так ребенок привлекает к себе внимание «восклицательными звуками», извлекая ручки, просясь на руки взрослого, или во время игры «в прятки» снимает платок с головы, чтобы продолжить игру.
После шести месяцев ребенок интересуется и тем, что делают его родители или другие взрослые, и внимательно присматривается к ним. С десятого месяца можно уже наблюдать «диалог» между матерью и ребенком: при этом мать говорит ребенку, а ребенок «отвечает», копируя интонацию и отдельные звуки матери.
В конце первого года жизни накапливается такой богатый репертуар контактных и коммуникативных возможностей между матерью и ребенком, что здесь становятся возможными многочисленные социальные игры, например, «Игра в охоту». Следует отметить, что только, когда существует тесный взаимный контакт между родителями и ребенком, он может оптимально развиваться в других функциях. Привязанность к ребенку и пространственная близость с ним - основные предпосылки дальнейшего социального, эмоционального и умственного развития.
Ограниченные социальные контакты и недостаток материнского внимания особо опасны в первые 3 года. Опыт заведений показал, что ребенку обязательно нужен кто-то постоянный и любящий для формирования базы социального развития. Младенцы, которыми человек, выполняющий функции матери, занимался недостаточно, значительно отставали в своем речевом и социальном развитии. Недоразвитость была выражена сильнее, если человек, заменяющий мать, меньше времени посвящал ребенку или если такой человек часто менялся.
Однако некоторые дети даже с хорошими родителями могут иметь нарушения социального развития (ранний детский аутизм). Вот такие симптомы должны беспокоить нас относительно социального развития при взрослении ребенка:
- ребенок слишком спокойный;
- невнятная мимика;
- смотрит сквозь взрослого;
- отклоняет ласки, любит быть один;
- отрекается от окружения;
- не копирует, не стремится что-то сообщить;
- впечатление постоянного внутреннего беспокойства;
- постоянно в движении, ходит на носках;
- не сосредоточивается на одном занятии;
- постоянно носит с собой какой-то предмет;
- любит однообразную деятельность;
- интересуется больше вещами;
- облизывает, нюхает предметы;
- паникует при новых действиях;
- наблюдаются приступы ярости, может бить себя;
- повторяет вопрос вместо ответа.
Примеры ребенка с нарушениями слуха, зрения и социального поведения показывают, что и после рождения существуют чувствительные фазы для некоторых процессов развития, которые являются решающими для формирования этих функций. На примере социально неполноценных детей видно, что и здоровые дети могут стать отсталыми, если не будет соответствующих условий для их ухода и воспитания, а также здорового развития. Прежде всего, обнаружили, что и младенец, и маленький ребенок требуют для жизненно важного социального развития опеки одного человека, выполняющего функции матери.
Именно мать или постоянный опекун - это лицо, которое днем и ночью рядом с ребенком, и именно она может вовремя распознать, ребенок отстает в развитии определенных функций или нет. Она является тем человеком, который держит в руке ключ для своевременного успешного лечения, и именно она может лучше рассказать врачу, психологу или терапевту о своем ребенке.
Если вы наблюдаете за своим ребенком и занимаетесь им, то это одновременно и есть оптимальное условие его развития. Естественно, это внимание родителей, особенно матери, является настолько большим, что не требует никаких специальных «программ тренировки».
Программы ранней педагогики, которые, прежде всего, стараются ускорить интеллектуальное развитие ребенка, не являются столь важными. И наоборот, эмоциональное и социальное внимание к общему развитию ребенка только со стороны одного лица, выполняющего функции матери (это не обязательно должна быть родная мать), является первостепенным.
Предпосылка для жизненно решающего социального развития младенца и маленького ребенка состоит в том, чтобы одно и то же лицо могло 5-6 часов (в день) интенсивно уделять внимание ребенку, и чтобы окружение оставалось по возможности неизменным. Родители или опекуны могут дать естественно все, в чем нуждается ребенок для своего здорового развития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)