Развитие звукового выражения эмоций особых детей
С первого дня своей жизни ребенок проявляет себя с помощью звуков. Хотя то, что младенец в первый год жизни «рассказывает», нельзя еще назвать «говорением» в прямом смысле, но звуковое выражение в этом возрасте - это очень важные и необходимые шаги к говорению. Говорение - это один из самых характерных признаков человека, который существенно отличает его от других живых существ. С говорением тесно связано мышление, которое тоже является формой взаимопонимания между людьми.
Если мы внимательно будем наблюдать за звуками, которые издает младенец в течение первого года жизни, то удивимся, как много ребенок может выразить с помощью звуков и как он это делает. Так можно увидеть «содержание», которое скрывается за этими сначала совсем непонятными звуками, то есть понять, что ребенок хочет этим сказать.
Первые два месяца жизни ребенок еще много спит, и важнейшим звуковым выражением является непрерывный сильный крик. Так младенец привлекает внимание окружающих людей к тому, чего ему не хватает: когда он голодный или мокрый, когда он мерзнет или у него что-то болит. Но свое хорошее самочувствие он очень редко выражает через гласные или гортанные звуки. Они в основном возникают случайно во время выдоха.
Но в возрасте трех-четырех месяцев звуковое выражение становится все более частым - одновременно ребенок спит все меньше. Особенно отчетливо родители слышат непрерывное произношение звука «р». Собственно, этими «ррр» звуками ребенок выражает радость и хорошее самочувствие. В это время прослушиваются и первые слоги, они еще невыразительные и неполные, и их трудно имитировать.
Очень большую радость приносит родителям то, когда в конце четвертого месяца их ребенок начинает радостно «агукать», когда ему говорят что-то приятное или, когда он особо доволен. Звуками ребенок может выражать не только неприятные или приятные ощущения, он также может показать, насколько велика его радость и как ему хорошо. Для общего «развития речи» в этом раннем возрасте очень важно, чтобы с младенцем часто говорили. Благодаря этому интенсивному установлению контакта улучшается настроение ребенка.
В возрасте пяти-семи месяцев ребенок начинает делать то, что мы обычно называем «лепетать» или «рассказывать». Ребенок вперемешку нанизывает один на один все гласные и согласные, которые он уже знает. Но в этом разнообразии звуков можно теперь отчетливо услышать некоторые слоги. Несмотря на это, ребенок в этом возрасте меняет высоту звучания, (то выше, то ниже) и силу (то громче, то тише). Так, если в отношении своего социального развития ребенок находится в фазе, когда он начинает отчуждаться и сдержанно реагирует на чужих людей, то он «рассказывает» дома. Его к этому побуждает мама, однако она охотно разговаривает и тогда, когда сама в комнате или у нее хорошее настроение.
В девять-десять месяцев ребенок начинает удваивать некоторые слоги, которые он уже выговаривал в предыдущие месяцы. Эти двойные слоги можно легко понять, и они напоминают первые слова, например, «ма-ма», «ба-ба», «ва-ва». На самом деле это первая весомая попытка придать звукам форму слова.
Одиннадцатый-двенадцатый месяцы - переломный момент для развития звукового выражения. К этому времени ребенок выражал свои потребности и настроение, прежде всего звуками, словно тренировался, постоянно повторяя то, что мог «сказать». Теперь он пытается с известными или часто употребляемыми слогами связать некое «содержание». Например, мать всегда повторяла ребенку слоги «па-па» тогда, когда появлялся отец. И ребенок медленно учился устанавливать связь между словом «папа» и отцом, и однажды, увидев отца, он невольно скажет «папа». Бесспорно, эти первые «детские слова» имеют слишком широкое значение, например: «гав-гав» обозначает для ребенка не только собаку, но и каждое четвероногое животное, «б р р р» - любой мотор, который гудит. Но первый важный шаг к говорению уже сделан, заложены основы для последующих этапов развития; и на втором году жизни ребенок сможет высказываться предложениями из двух слов.
Речь и мышление влияют друг на друга - человек думает словами. В основе речевого развития - эмоциональный контакт. Нарушение речи может быть обусловлено тремя причинами, как:
- нарушение слуха и понимания услышанного;
- нарушение мышления;
- нарушение функции мышц.
Родители должны ответить себе на вопрос:
- Какие слова ребенок точно понимает?
- На какие слова реакция случайная?
- Ориентируется ли ребенок больше на мимику и жесты?
Итак, развитие речи проходит несколько этапов: тренировка при приеме пищи, агукание и лепет младенца, подражание звукам, спонтанная речь.
Должны насторожить такие сигналы по развитию речи:
- расщелины губ, неба;
- постоянное слюнотечение;
- трудности при сосании, глотании;
- выраженный рвотный рефлекс;
- выталкивание каши языком;
- отсутствие гуления, лепета.
В сфере социального развития тоже есть свое время для обучения. Так, ребенок должен приобрести следующие навыки в социальной сфере.
1-2 мес. - Замечательное достижение на втором месяце жизни: мать склоняется над ребенком, медленно кивает головой и ласково ему говорит. Сначала ребенок очень внимательно за этим наблюдает, пока мать однажды замечает: уголки его губ растягиваются в волшебной первой улыбке. Первые четкие проявления любви дают новые неожиданные импульсы для матери и ребенка, для их внутренней взаимной привязанности (так называемая «ангельская улыбка» новорожденного является абсолютно случайной, ей не хватает социального элемента, она не зависит от обращения матери).
3 мес. - Все чаще улыбка становится неотъемлемым элементом поведения младенца. Когда он видит человеческое лицо, которое движется, то к шестому месяцу он реагирует на это улыбкой. Улыбку может вызвать в этом возрасте даже чужое лицо. Ребенок не улыбается предметам, только если они подобны людям. Эта улыбка является типичным способом поведения в социальном контакте.
4 мес. - В четыре месяца уже можно услышать громкий радостный смех, особенно когда возле ребенка родители или братья и сестры. Все тело выражает радость.
5 мес. - Отличает строгую интонацию от мягкой. Теперь ребенок благодаря мимике и тону замечает, когда мама становится «строгой». Черты лица малыша выражают беспомощность, страх или удивление. Это важный знак и доказательство для родителей, что ребенок проявляет различные типы поведения. Он понимает отрицательное.
6 мес. - Социальная улыбка после 6 месяца становится дифференцированной, то есть ребенок сразу дарит свою улыбку только знакомым лицам, в то время, как к чужим людям он относится сдержанно. Наблюдая за его мимикой, видим, что ребенок изучает неизвестные раньше лица. Часто только дружеского жеста чужого человека достаточно, чтобы ребенок стал любезным. (Если ребенок не видит отца несколько дней, то и ему может выпасть роль чужого ...)
7 мес. - Игра в прятки. Одной из первых социальных игр с ребенком является так называемая «игра в прятки». Мать или доверенное лицо кладет ребенку на голову платок, закрыв глаза, радостно кричит: «ку-ку» и, смеясь, снимает с ребенка платок. После нескольких первых «проб» ребенок сам будет снимать платок с лица и радостно смеяться.
8 мес. - Страх перед чужими. Очень важной фазой развития в социальном поведении является тот факт, что ребенок на восьмом месяце реагирует на чужих людей с выразительной сдержанностью или даже робостью. Он теперь четко отличает знакомых и близких людей от тех, кого он никогда не видел или видел очень редко. Он не позволяет каждому брать себя на руки или прикасаться к себе, отворачивается - часто плача - от чужих.
9 мес. - Игра в прятки. Теперь ребенок уже сам ищет мать, которая скрывается за мебелью. Мать привлекает внимание ребенка к себе, выглядывая время от времени из своего укрытия и крича «ку-ку», «здесь» или что-то другое. Ребенок напряженно ждет (даже несколько секунд), поворачивая в поисках голову в сторону матери, пока та не выглянет из своего укрытия. Тогда ребенок радостно смеется.
10 мес. - Радуется похвале. Тесный контакт с матерью, отцом или другими лицами в десять месяцев оказывается у ребенка в том, что он радуется, когда его хвалят. Он охотно снова и снова делает то, о чем его просят взрослые, привлекая их внимание к себе.
12 мес. - «Игра в охоту».
В конце первого года жизни эмоциональный контакт «родители и ребенок» становится все более четким и приобретает характер совместных игр. Так, ребенок получает огромное удовольствие, когда мама ползает и пытается поймать младенца.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)