Основные этапы и характеристики развития
В ходе проведения:
- Предоставить слушателям в форме интерактивной лекции информацию об основных этапах и характеристиках развития ребенка в определенной сфере: физическое развитие, моторное (двигательное) развитие, познавательное развитие, экспрессивная и рецептивная речь, эмоционально-социальное развитие, развитие навыков самообслуживания; описание нарушений, наличие которых должно насторожить родителей и направить их к специалистам.
- Предоставить слушателям информацию о признаках нарушений, которые могут привести к инвалидизации ребенка, в форме интерактивной лекции.
- Предоставить общую информацию о характеристиках и признаках заболеваний нервной системы (детский церебральный паралич) и психики (синдром Дауна, ранний детский аутизм), которые чаще всего приводят к инвалидности ребенка, в форме мини-лекции.
- По возможности целесообразно провести демонстрацию видеоматериалов в отношении детей с разными формами детского церебрального паралича, синдрома Дауна, раннего детского аутизма или других физических и психических нарушений. В ходе видео-демонстраций в групповой дискуссии обсудить следующие вопросы:
- Что ребенок способен делать.
- Какие у него возникают трудности.
- Как эти трудности влияют на различные сферы развития ребенка: двигательную, языковую, психическую, социального развития.
- В групповой дискуссии обсудить имеющиеся случаи существующих заболеваний у детей слушателей (если ребенок с инвалидностью уже воспитывается в семье), сосредоточив внимание на трудностях, возникающих у ребенка и родителей в связи с наличием нарушений, а также, каким образом ребенок и те, кто его окружают, преодолевают эти трудности.
- Предоставить общую информацию по проблеме инвалидности, ее причин и последствий в форме мини-лекции.
- Предоставить слушателям информацию о существующих принципах определения уровня функциональных ограничений и стойкой нетрудоспособности (инвалидности) с добавлением положений нормативно-правовых документов, а также периодичности осмотров ребенка с инвалидностью при определении группы инвалидности.
- Ознакомление с алгоритмом получения медицинского заключения об инвалидности у ребенка в возрасте до 18 лет.
- Работа в группах. Занятие может быть проведено с помощью специального оборудования (симулятивные очки, имитирующие различные виды дефектов зрения), но также с параллельным использованием подручных средств (платок, веревка, скотч лента и т.д.). Участники делятся на 2 группы. Первая группа участников завязывает глаза, пытается играть или ходить с завязанными глазами (слепые). Вторая группа завязывает скотчем ладони, пытается что-то сделать руками (двигательная неполноценность). Потом - обмен задачами. После выполнения задания - обсуждение:
- Какие трудности испытывали?
- Какие эмоции возникали?
- В какой помощи нуждались?
Особенности ухода за детьми с инвалидностью в семье и решение проблем, связанных со здоровьем ребенка
Цель: ознакомление родителей с принципами понимания основных принципов определения уровня функциональных ограничений ребенка, особенностей ухода за детьми с инвалидностью в семье и осознание путей и возможностей решать проблемы, связанные со здоровьем ребенка.
В ходе проведения:
- Ознакомить с возможностью использования анкеты родителей по поводу нарушений и функциональных ограничений у ребенка.
- Обсудить в групповой дискуссии возможность применения анкеты родителей по поводу нарушений и функциональных ограничений у ребенка по конкретным случаям, которые есть у участников (при их наличии).
- Предоставить слушателям информацию об особенностях ухода за детьми с инвалидностью в семье и о возможности решать проблемы, связанные со здоровьем ребенка, в форме интерактивной лекции.
- Обсудить в групповой дискуссии вопрос о собственном опыте участников относительно оптимальных путей удовлетворения потребностей ребенка с инвалидностью.
Ожидаемые результаты: актуализация знаний относительно возможности определения уровня функциональных ограничений ребенка, особенностей ухода за детьми с инвалидностью, осознание путей и возможностей решать проблемы, связанные со здоровьем ребенка.
Психолого-педагогическая поддержка детей с инвалидностью
Влияние инвалидности на развитие личности ребенка
Цель: ознакомление с этапными, возрастными особенностями психофизического и психологического развития ребенка, а также с базовыми потребностями, которые есть у ребенка с инвалидностью, чтобы родители при удовлетворении этих потребностей достигали больше успехов в процессе ухода и воспитания, а ребенок получил бы лучшее качество жизни. Осознание причин возникновения, развития и проявлений функциональных ограничений у ребенка и их влияния на его личность, психическое и психологическое развитие. Ознакомление с особенностями влияния инвалидизирующего фактора на личностное развитие ребенка, имеющего психические или физические недостатки.
В ходе проведения:
- Предоставить информацию об этапных, возрастных особенностях психофизического и психологического развития ребенка в раннем детстве в форме интерактивной лекции.
- Обсудить в групповой дискуссии вопрос об особенностях психофизического и психологического развития ребенка на основе собственного опыта участников. В групповой работе (желательно с помощью видеоматериалов) научиться распознавать особенности моторного (двигательного), познавательного и эмоционально-социального развития, развития экспрессивной и рецептивной речи, а также навыков самообслуживания.
- Обсудить в групповой дискуссии вопрос о потребностях человека (пирамида Маслоу) для взрослого человека и ребенка, в том числе ребенка с инвалидностью, с определением характеристик каждого уровня потребностей.
- Предоставить информацию о причинах возникновения, развития и проявления функциональных ограничений у ребенка и их влияния на развитие его личности, психическое и психологическое развитие в форме интерактивной лекции.
- На основе собственного опыта участников обсудить в групповой дискуссии примеры осознания причин возникновения, развития и проявления функциональных ограничений у ребенка и их влияния на его личность.
- Предоставить информацию относительно общих характеристик воздействия инвалидизирующего фактора на развитие личности ребенка с особыми потребностями в форме мини-лекции и обсудить это вместе с группой.
- Обсудить особенности личностного развития ребенка с инвалидностью, у которого только физические недостатки, в форме интерактивной дискуссии.
- Предоставить информацию об особенностях личностного развития ребенка с особыми потребностями, у которого психические и физические недостатки или только психические проблемы, в форме интерактивной дискуссии.
- Определить вместе с группой, какие есть особенности личностного развития у детей с инвалидностью участников группы (при наличии такого опыта).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)