Практическое обеспечение безбарьерности окружающей среды
Вопрос, каким образом должно реализовываться, действующее законодательство определяет особенности практического обеспечения безбарьерности окружающей среды. В частности, в какой степени целесообразна необходимость обязательной реализации требований нормативных документов? Можно, например, предположить, что существует проблема в приведении к архитектурным нормам исторической среды городов или музеев (особенно архитектурных памятников). Не всегда можно под те нормативные документы создать, например, архитектурную доступность так, как этого требует закон или Государственные строительные нормы. В силу определенных факторов наше общество из-за его невысокого экономического уровня не может себе позволить обеспечить, например, лифтами, эскалаторами определенные здания. Сегодня не каждый владелец объекта может себе позволить выполнять требования законодателя. Скажем, не каждая школа или даже университет могут себе позволить поставить лифт, поскольку образовательный бюджет ограничен. Хотя законодатель требует от ректора учебного заведения все же, чтобы он принял меры (соответствующие требования заложены в законодательстве). Реализация этого - является проблемой. А есть ли здесь определенная инерция на уровне местной власти, или она существует на высшем уровне власти (исполнительной и законодательной власти)? Итак, на каком этапе пробуксовывает реализация законодательства по поводу обеспечения прав лиц с инвалидностью? Инерция находится в сознании всего общества, политиков. Свершившимся фактом является недостаточное осознание рядовым гражданином проблем инвалидности и того, каким образом можно было бы инвалидам чем-то помочь. Замечание не столько к центральным органам власти, сколько к реализации решений на местах на уровне область-район-город. А еще больше - к исполнителям проектных, строительных и ремонтных работ. На сегодняшний день принято достаточно законодательных документов: законов, указов Президента, правительственных постановлений, которые находятся в центральных органах власти на контроле. Центральные органы постоянно не только мониторят, но и заставляют выполнять это законодательство на местах.
Проблема заключается в том, что сами исполнители на местах не до конца понимают, как выполнять решение, но, «если начальник дал указание к исполнению, то они это делают», что приводит к механическому воздействию выполнения по факту, но не обеспечивает доступ лиц с инвалидностью к общественным сферам жизни, где в первую очередь обеспечивается такая общественно-нравственная категория, как «достоинство». Сегодня все исполнители на местном уровне показывают, что они что-то должны делать. Они не думают, что речь не идет «о выполнении для выполнения», а речь идет о том, чтобы был, например, доступ к дому. Речь идет о том, чтобы было обеспечено достоинство, право человека с инвалидностью. В этом аспекте целесообразнее говорить не только о людях с инвалидностью, а вообще о маломобильных группах населения. Ведь если, например, плохо сделан пешеходный переход, и он барьерный, то соответственно он так же опасен и для тех, кто с детьми переходит дорогу в этом месте. Ресурсы потрачены, а эксплуатационная безопасность не обеспечена.
Поэтому, имеем такой парадокс - у нас прогрессивное законодательство и центральная власть все поддерживает и требует выполнения, но на местах все это где-то теряется.
Как выйти из замкнутого круга? Очевидно надо говорить о наработке определенной традиции, формировании культуры исполнения, решении проблемы барьерности, обязательном выполнении соответствующего законодательства. Понимание прав лиц с инвалидностью, то есть права людей (маломобильных групп) на доступность и соответствующее соблюдение их достоинства должно гарантироваться и обеспечиваться государством.
Почему за границей соблюдение законодательства носит системный характер, а в России - ручное управление? Так построили, потому что так спроектировали. Тот, кто проектировал, ему также было безразлично. Возможно прецедентом к созданию этой культуры могут быть судебные иски?
Так, суды могут быть одним из рычагов влияния на ответственность, которые могли бы изменить ситуацию. Но первостепенным является видение воспитания этого общества. Почему проектант сделал плохо, потому что не понимал, что делает. А откуда он такой взялся? А его так научили.
Это также касается учебных заведений, в том числе и университетов. Формирование у студентов, как будущих специалистов понимания проблем инвалидности, понятия доступности, в чем именно заключается польза безбарьерной среды.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)