Некоторые обобщения по результатам мониторинга доступности
Само понятие «безбарьерность» не что иное, как обеспечение конституционных прав граждан (независимо от их возраста, физического состояния, социальных предпосылок) на передвижение, пользование специальными устройствами, транспортными средствами. И именно поэтому дизайн среды для жизнедеятельности должен быть создан по таким универсальным принципам, которые предусматривают одинаковую его доступность для всех членов общества с учетом их индивидуальных потребностей.
Говоря о безбарьерности, можно отметить, что для более-менее самостоятельного передвижения лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения необходимо обеспечить первоочередные элементы доступности в окружающей среде, такие как:
- безопасное передвижение пешеходными путями или тротуарами по прилегающей территории;
- наличие неподалеку от общественного объекта автостоянки с выделенными местами для парковки или остановки автотранспорта, которым пользуются инвалиды лично, или другим транспортом, которым привозят неполноценных людей;
- доступные или приспособленные для людей с инвалидностью входы в дома и другие сооружения;
- доступность для людей с инвалидностью помещений в здании;
- доступность и приспособленность для людей с инвалидностью санузлов (туалетов и тому подобное);
- услуги: таксофоны, банкоматы, почтовые ящики, различные торговые и билетные аппараты, окошки касс, информации и др.;
- наличие визуальной информации о месте расположения элементов доступности;
- наличие звуковой и тактильной информации для лиц с нарушениями зрения и поражениями слуха для безопасности и ориентации в окружающей среде.
Это очень упрощенная методика обследования различных объектов на безопасность, доступность и безбарьерность. Она предусматривает доступность с учетом простейших элементов в необходимых общественных местах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)