Предложения по разработке и внесению изменений в действующие нормативные документы
Несмотря на то, что действуют более 20 нормативных документов и пособий (рекомендаций) к ним, еще много нерешенных проблем по организации доступности маломобильных групп населения. Так, назрела необходимость в разработке государственных строительных норм «Здания и сооружения. Общие требования к зданиям и сооружениям относительно безопасности от несчастных случаев в случае их использования и обеспечения доступности среды для маломобильных групп населения». Основными принципами этого документа является полное и эффективное вовлечение и включение людей с инвалидностью в общество, равенство возможностей и доступность среды жизнедеятельности с беспрепятственным доступом маломобильных групп населения к зданиям или сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости дальнейшей перестройки и приспособления.
Документ нужно разработать в соответствии с такими принципами: полное и эффективное вовлечение и включение людей с инвалидностью в деятельность общества, равенство возможностей и доступность.
Этот документ должен учитывать требования Международного паралимпийского комитета и международный опыт в системе других документов в области стандартизации, которые устанавливают требования к доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Структура этого документа будет состоять из:
- требований к земельным участкам;
- требований к помещениям и их элементам;
- специальных требований к местам проживания лиц с инвалидностью;
- специальных требований к местам обслуживания лиц с инвалидностью в общественных зданиях различного назначения (здания и помещения учебных заведений; здравоохранения и специального обслуживания, социальной защиты населения; торгово-бытового обслуживания; сооружения спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения; культурно-зрелищного и досугового назначения; здания и сооружения сакрального, ритуального и мемориального назначения).
Следует разработать ряд государственных стандартов:
- порядок реализации требований доступности для лиц с инвалидностью к объектам социальной инфраструктуры;
- средства связи и информации, доступные инвалидам;
- рабочее место для инвалида по зрению. Типовое специальное компьютерное;
- сигналы звуковые и осязательные, дублирующие светофоры для слепых и слепоглухих людей;
- лифты пассажирские. Технические требования доступности для лиц с инвалидностью.
Для определения регламентации согласования и утверждения проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений различного назначения, а также регламентации основ взаимодействия участников инвестиционного процесса необходимо разработать прядок реализации требований доступности для маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Разработка новых нормативных документов, внесение изменений в действующие нормативные документы, разработка стандартов и пособий позволит приблизиться к решению проблемы организации среды жизнедеятельности, доступной для маломобильных групп населения.
Проверка выполнения нормативных требований по обеспечению доступности и санкции за их невыполнение
Контроль за выполнением нормативных требований в строительстве, в том числе по обеспечению доступности объектов архитектуры, определяется на законодательном уровне и реализуется путем создания и совершенствования соответствующих подзаконных актов. Нормативное обоснование по обеспечению безбарьерной среды должно быть реализовано при проектировании и строительстве объекта, устройстве придомовой и городской территории. Но основной контроль соответствия параметров объекта нормативным требованиям предполагается на этапе принятия его в эксплуатацию способом, предусмотренным государственной процедурой с привлечением основного государственного контролирующего органа - Государственной архитектурно-строительной инспекции.
О важности для государства процедуры принятия и введения объектов в эксплуатацию свидетельствуют постоянные попытки совершенствования «Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов».
Основными документами, свидетельствующими об окончании строительства, является Декларация о готовности объекта к эксплуатации (объекты I-III категории сложности) и Акт готовности объекта к эксплуатации (объекты ІY-Y категории сложности), в которых фиксируется, что на объекте выполнены в соответствии с государственными строительными нормами, стандартами и правилами все работы, предусмотренные проектной документацией. В Акте фиксируется, что мероприятия по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожарной безопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмические мероприятия, предусмотренные проектом строительства, проведены в полном объеме. К приведенным требованиям безопасности не входят требования по доступности объекта, которые являются залогом безопасности эвакуации в экстремальной ситуации не только маломобильных и лиц с инвалидностью, а всех постоянно и временно находящихся на объекте. Действующая форма Акта не предусматривает его подпись представителями общественности, что исключает возможность общественного контроля по обеспечению доступности на этапе ввода объекта в эксплуатацию.
Датой принятия в эксплуатацию объекта является дата регистрации декларации или выдачи сертификата. Несоответствие объекта проектной документации требованиям государственных строительных норм, стандартов и правил является основанием для отказа в выдаче сертификата. Таким образом, причиной законодательного обеспечения доступности объекта является, в первую очередь, его проектирование в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Необходимо отметить возможность законодательного введения в эксплуатацию самовольно построенного объекта, который может строиться без необходимых проектных документов и, соответственно, не учитывать нормативные требования по доступности. Право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.
В случае существенного отклонения от проекта, которое противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил - суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может принять решение, обязывающее лицо, которое осуществило (осуществляет) строительство, провести соответствующую перестройку. Если проведение такой перестройки невозможно или лицо, которое осуществило (осуществляет) строительство, отказывается от ее проведения, такое недвижимое имущество по решению суда подлежит сносу за счет лица, которое осуществило (осуществляет) строительство. Таким образом, законодательно обеспечить доступность самовольно построенного объекта возможно в соответствии с приведенной процедурой, но ее реализация требует исключения существующих в настоящее время коррупционных схем взаимодействия владельца, представителей органов власти и судов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)