Влияние доступной среды на область образования
Думать о доступной среде в образовании исключительно как о наборе учебных материалов - это то же, что думать о музыке как о наборе инструментов. Хотя инструменты важны для создания музыки, существуют еще такие понятия, как мелодия, ритм, гармония, голос и т.д.
В классе учитель имеет возможность помочь ученикам найти свой собственный ритм и создать свои собственные мелодии, гармонии, а также ритм для группового урока. Учителя могут представить содержание учебной программы, используя принципы доступной среды. Хотя они, подобно музыкальным инструментам, обогащают ресурсы классного помещения, только их недостаточно учителям для адаптации учебных стратегий и учебных подходов. Например, учителя хотят провести урок, на котором ученики будут иметь выбор взаимодействия с содержанием учебной программы и способа демонстрации своих учебных результатов.
Когда учителя проводят урок с использованием принципов доступной среды, они обеспечивают учащимся множество возможностей выбора. Эти варианты выбора предусматривают гибкость выбора учебных материалов, использование учениками своего времени, уровня поддержки, способов и форм оценивания. Для того чтобы это произошло, педагоги должны знать эффективные учебные стратегии. Например, анализ задачи является бесценным моментом для распределения преподавания на компоненты, необходимые для повышения успешности его выполнения. Другие учебные стратегии, которые могут быть полезными в процессе обучения:
- Демонстрация (моделирование) использования.
- Кооперативное обучение, когда учащиеся учатся вместе и помогают друг другу понять учебные задачи и способы использования материалов.
- Обеспечение возможностей для использования на практике усвоенных знаний.
- Использование подсказок для стимулирования ответов учащихся (вместо простого предоставления ответов).
- Проведение обучения таким образом, чтобы уменьшить количество ошибок и повысить скорость выполнения. (Если технология слишком сложна, она будет препятствовать эффективному использованию.)
- Эти стратегии можно использовать во многих учебных ситуациях, а также для представления учащимся вспомогательных технологий.
Цель разработчиков программного обеспечения и исследователей заключается в интеграции принципов доступной среды в учебные программы. Однако, пока эти принципы еще не интегрированы, учителя могут быть более эффективными, если использовать элементы доступной среды в подготовке учебных материалов и проведении своих уроков.
Определение учебных целей в инклюзивных классах
Доступная среда в образовании - это больше, чем использование цифровых материалов или учебников, адаптированных к потребностям учащихся с инвалидностью. Если учитель не определяет учебные цели, основанные на конкретных потребностях класса или не использует известные стратегии для работы с учениками, которым требуется дополнительная помощь, лучшие компьютерные программы или учебники будут только очередной новинкой; приспособления будут забирать время и приведут лишь к некоторым положительным результатам.
Один из методов, который помогает учителю планировать обучение, является «Пирамида планирования».
Эта пирамида помогает учителю планировать каждый урок с учетом разных ожидаемых уровней усвоения учебного материала классом. Основа пирамиды - это учебное содержание, которое, по мнению учителя, будет усвоено всеми учащимися. Это будет основной концепцией урока, «главной идеей», которая даст учащимся возможность успешно перейти к следующему уроку или к более сложному материалу. Следующий уровень, немного меньше, отражает учебное содержание, которое смогут усвоить большинство учеников, но не все; это означает, что для определенной группы учащихся учитель запланирует более сложное учебное содержание и учебные задачи. Самый высокий уровень пирамиды - это то учебное содержание, которое смогут усвоить лишь отдельные ученики, которые демонстрируют особые способности в определенных областях знаний. Для них учитель спланирует сложную информацию, а процесс обучения будет происходить быстрее.
Оси пирамиды представляют пять связанных направлений, которые нужно учитывать учителю при планировании уроков: ученик, учитель, содержание и учебные задания. Планируя урок, учитель должен поразмыслить относительно способностей своих учеников, относительно своего отношения к предмету и практики преподавания, которую он планирует применить; учитель должен задать себе вопрос о сложности учебной темы, как эта тема соотносится с предыдущим учебным материалом. Также учитель должен обратить внимание, в какой учебной среде будет проводиться урок.
Такой подход к планированию урока обеспечивает дифференциацию обучения. Для успешного использования стратегий пирамиды учитель должен знать диапазон возможностей учащихся в классе и план достижения успеха каждого из них. Несмотря на то, что все ученики присутствуют на одном уроке, не для всех обучение будет проходить одинаково (одинаковый смысл, одинаковый уровень сложности, одинаковая скорость). В то же время, важно понимать, что учитель не должен «упрощать» уроки или занижать ожидания того, чего может достичь каждый ученик, применяя теорию пирамиды. Пирамида помогает учителю стратегически спланировать главные вопросы учебного содержания, подачи материала и понять, где проводить индивидуальное обучение. Осторожное использование пирамиды поможет обеспечить главное: все ученики овладеют частью содержания урока; в фокусе учеников, испытывающих трудности в обучении, будет самый важный смысл.
Некоторые идеи для планирования работы учителя в инклюзивном классе с учетом индивидуальных потребностей учащихся:
- Обеспечение незрячих детей, детей с нарушениями зрения альтернативными учебниками и учебными материалами, которые напечатаны шрифтом Брайля, крупным шрифтом или размещены на электронных носителях.
- Обеспечение учебниками более простыми для чтения (для детей с нарушениями умственного развития).
- Предоставление краткого содержания разделов учебника.
- Обеспечение интересного материала для восприятия информации высшего уровня сложности.
- Использование маркеров для выделения важной информации.
- Обеспечение двумя комплектами учебников (для выполнения учебных задач в школе и дома).
- Использование карточек для записи главных идей.
- Предоставление ученикам списка вопросов для обсуждения перед началом чтения текста.
- Обеспечение достаточного пространства между партами (особенно, когда в классе есть дети, которые передвигаются на колясках).
- Поэтапное разъяснение задач.
Профессиональное развитие и сотрудничество
Ниже предложены отдельные стратегии, которые помогут учителям и школам лучше учитывать индивидуальные особенности учащихся:
- профессиональное развитие в вопросах инклюзивного образования педагогов общеобразовательных учебных заведений и специальных педагогов;
- стратегическое взаимодействие между педагогами общеобразовательных учебных заведений и специальными педагогами;
- развитие сильных профессиональных сообществ в школах.
В основе каждой из реформ в направлении инклюзивного образования - необходимость лучшего взаимодействия между педагогами общеобразовательных учебных заведений и специальными педагогами. Совместные мероприятия по профессиональному развитию могут стать основой для развития этого взаимодействия.
Принципы доступной среды предоставляют такую возможность для учителей общеобразовательного учебного заведения и специальных педагогов, а также для других специалистов, взаимодействовать и сотрудничать над принятием решений в отношении всех учащихся и развивать профессиональные сообщества. В таком случае общее планирование становится долгосрочным и охватывает все классы, определяя соответствующее содержание, знания и навыки, которые должен усвоить каждый ученик. Стратегические решения нужно принимать о том, как лучше использовать учебное время, и какие навыки, концепции и темы преподавать.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)