Основы доступной среды в образовании
Процесс организации образовательной среды начинается так же, как и любая программа образовательной реформы, - с попытки учителя ввести положительные изменения для своих учеников. Это предполагает, что учитель должен понимать, что нужно выучить всему классу и каким образом могут усвоить учебную программу отдельные ученики. В то же время для учителя важно несколько изменить акцентыотносительно вопросов: «Как преподавать учебную программу?», «Что каждый ученик может изучить?». Такой подход помогает осознать, что каждый ученик имеет свою индивидуальную траекторию обучения. Универсальный дизайн доступной среды в образовании может помочь создать такую образовательную среду, которая будет учитывать индивидуальные траектории обучения всех учеников без труда, учитывая время и другие ресурсы.
Согласно определению Центра универсального дизайна доступной среды - задача доступной среды заключается в облегчении жизни каждого благодаря тому, что продукты, общение и окружающие здания станут более пригодными для использования большим количеством людей с минимальными для этого затратами. Это определение можно перенести из сферы архитектуры в образовательную сферу, определяя, что универсальный дизайн доступной среды в образовании может обеспечить максимальное приспособление учебной программы, методов обучения, школьных зданий и т.п. для использования всеми участниками образовательного процесса без затрат (времени и средств).
Обеспечение доступной среды в образовании стало международным обязательством нашего государства со времени ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Именно понимание и использование принципов доступной среды в образовательном процессе создает предпосылки для активного и значимого участия в процессеобучения для всех учащихся, в том числе учащихся с особыми образовательными потребностями.
Многочисленные изменения, происходящие в современном обществе, находят свое отображение в школах. Учителям приходится работать с учениками, которые имеют разный учебный опыт, различные учебные стили, способности и возможности, являются представителями различных культур, говорят на разных языках.
Сегодня в школах можно увидеть учеников, которые принадлежат к разным культурам, разным национальностям, представляют семьи с разным социально-экономическим статусом, а также учащихся с теми или иными психофизическими нарушениями развития. Такое многообразие в классе обусловливает потребность в инклюзивной практике, которая обеспечивает положительные результаты в обучении для каждого ученика.
Это особенно важно для учащихся с особыми образовательными потребностями, которым требуется дополнительная поддержка в процессе усвоения общей учебной программы. Этим ученикам необходима образовательная среда с компонентами универсального дизайна доступной среды в образовании, среда, где каждый день в течение всего учебного года преподавание является гибким, беспристрастным и доступным для каждого ученика.
Такая образовательная среда предполагает определенные приспособления в дизайне учебных материалов: цифроваяучебная программа, вспомогательные технологии и др. В то же время важно не забывать об учителях, которые хорошо владеют различными методами преподавания и, таким образом, также обеспечивают универсальный дизайн доступной среды в обучении. Эти учителя знают, планируют и используют принципы универсального дизайна доступной среды в ежедневной практике для того, чтобы обеспечить доступность образования для всех учащихся. Самое большое преимущество доступной среды - преподавание становится гибким, беспристрастным и доступным с большим количеством альтернатив, которые оно предоставляетучителям. С помощью универсального дизайна доступной среды учителя могут привлечь также отдельного ученика, как с инвалидностью, так и без нее, создавая основу для обоюдного взаимодействия с учебной программой таким образом, чтобы это лучше соответствовало индивидуальным учебным стилям учащихся. С помощью универсального дизайна доступной среды учителя могут реализовать дифференцированное преподавание, ускорять или замедлять скорость преподавания, предоставлять учащимся альтернативные варианты для демонстрации своих учебных результатов.
Например, если ученик:
- лучше усваивает материал при чтении, он может использовать компьютер для того, чтобы читать информацию вслух или говорить новые слова;
- требует подсказки, где найти ответ, и текст (или компьютер) могут подсказать, где их искать, чтобы успешно выполнить задания;
- совершает усилия, чтобы усвоить основные понятия или организовать информацию, он может использовать графический органайзер - на бумаге или с помощью компьютерной программы;
- лучше усваивает материал, который написан большими буквами и без рисунков, которые могут отвлекать его внимание, программное обеспечение можно настроить для соответствующего шрифта или удалить рисунки;
- может лучше объяснить свои мысли, когда записывает на доске или с помощью компьютера, чем с помощью ручки и бумаги;
- не может работать у доски, а использует те вещи, которые знает лучше:переключатель или голосовые команды, которые могут помочь лучше продемонстрировать свои результаты.
Многие виды поддержки, предоставляемой в рамках программы доступная среда, в том числе вспомогательные технологии, относятся к сфере специального образования. Однако эта поддержка должна быть инклюзивной - поддержкой для всех учащихся, которые имеют или не имеют нарушения развития.
Учитывая значительное количество учащихся с особыми потребностями, которые учатся в общеобразовательных классах, обучение по принципу универсального дизайна доступной среды должно базироваться на преподавании, которое могут осуществлять как специальные педагоги, так и педагоги системы общего образования. Это означает, что и специальные педагоги, и педагоги системы общего образования должны обладать знаниями и методами преподавания, которые поддерживают универсальный доступ к образованию.
Когда учителя достигают этого понимания, они могут сотрудничать эффективнее, поскольку все они могут сосредоточиться на внедрении практик, используя учебные стратегии и существующие модификации.
Рон Мейс, профессор архитектуры Школы дизайна государственного университета штата Северной Каролины основал Центр универсального дизайна доступной среды и ввел термин «универсальный дизайн доступной среды».
Согласно определения Центра доступной среды, задача доступной среды заключается в облегчении жизни каждого, поскольку продукты, коммуникации и окружающие здания становятся более пригодными для использования большим количеством людей, и это стоит немного или даже ничего. Это функциональное определение создает основу для понимания универсального дизайна доступной среды в образовании: образовательная среда и продукты создаются изначально с обеспечением доступности для широкого круга пользователей, несмотря на то, имеют ли они инвалидность или нет.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)