Технология самооценки
Педагогическая компетентность интегрирует различные виды компетенций, среди которых:
- познавательно-интеллектуальная - как совокупность знаний об особенностях расстройств аутистического спектра, ресурсы детей с аутизмом, культуру обращения с ними, педагогический дизайн для них и тому подобное. В становлении этой компетенции тренеры и эксперты стремились расширить информационное поле педагогов образовательных заведений и стимулировать их способность к осуществлению поисковой, эвристической деятельности, самостоятельно приобретать новые знания;
- диагностическая - способность анализировать актуальное состояние развития ребенка с аутизмом, барьеры в его обучении и развитии, факторы его проблемного поведения, раскрывать его возможности, оценивать ресурсы среды и различные аспекты собственной педагогической деятельности;
- прогностическая - как умение определить направление деятельности, ее задачи на каждом этапе учебно-воспитательного процесса, предвидеть конечный результат;
- стимулирующая - которая предполагает моральную культуру, гуманное отношение к ученикам, любовь, уважение, искренний интерес, теплоту, заботу, душевность в отношении к детям, заинтересованность в овладении новыми технологиями для приобретения компетентности в работе с детьми с аутизмом;
- оценочно-контрольная и аналитическая - как умение устанавливать обратную связь в своей работе. Во время оценки и контроля педагог должен видеть, как достижения в своей работе и работе детей, так и факторы недоработок, неудач. Аналитическая деятельность происходит благодаря умению педагога анализировать завершенную деятельность (этап работы): какова ее эффективность, почему она ниже, чем определенная цель? Полученная информация позволяет корректировать деятельность по обучению и воспитанию, использовать новые эффективные средства и методы;
- коммуникативная - как умение наладить контакт с аутичным ребенком, а также содействовать его общению с другими детьми; умение формировать эффективные коммуникативные ситуации, способствовать межличностному взаимодействию всех детей.
Итак, введение образования для аутичного ребенка - это поли-системный процесс, который может состояться только при условии согласованной работы членов междисциплинарной группы сопровождения, способных разработать для него действенную индивидуальную программу развития, целенаправленно ее выполнять и отслеживать успешность этого процесса.
Осуществленная психолого-педагогическая экспериментальная деятельность дала возможность выяснить требования к членам группы сопровождения, которые должны быть компетентными в вопросе создания специальных условий для обучения и развития детей с аутизмом, уметь создавать эти условия, работая на основе командного взаимодействия.
Указанные условия должны опираться на ресурсы среды (предметно-пространственные, организационно-смысловые, социально-психологические) и ресурсы ребенка (его сильные стороны и предпосылки гармоничного развития - тоническая регуляция, сенсорная интеграция, базовое чувство безопасности и доверия).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)