Технология формулировки актуальных целей
Благодаря многолетней практике разработки таких целей, как части индивидуальной программы, зарубежными специалистами наработана иерархия (критериев), по которой можно определить, какие цели наиболее важные.
Среди этих критериев: безопасность ребенка и безопасность окружающих людей; социальная значимость целей; коммуникативные цели; становление самостоятельности ребенка; обработка того, что является предпосылкой для формирования других функций и процессов и открывает новые возможности для ребенка; учебные цели.
Речь идет об этом: если, например, ребенок непоседливый, не использует речь для коммуникации, не замечает сверстников, а иногда еще и бьет себя, то приоритетная цель должна быть направлена на преодоление у него привычки бить себя. Если у ребенка не развиты учебные навыки, не сформированы социальные функции, то на первом месте должны быть задачи, связанные именно с его социальным развитием.
Для того чтобы цели были действенными, стоит их описать с максимальной конкретностью. Структура цели должна содержать ответы на вопросы: где (в какой ситуации), с кем, и что ребенок будет делать, как быстро начнет это делать, как часто, уровень поддержки и кто следит за результатом.
Так, например, для мальчика Андрея (7 лет.) барьером в обучении и развитии было неумение обращаться к другим людям с просьбой. Определили такую цель: «Когда Андрей захочет какой-то предмет, он будет просить его у взрослого с помощью жеста и карточки. Уровни поддержки, которые демонстрируют определенную этапность в достижении цели: полная поддержка (физическая, вербальная и визуальная), частичная поддержка, вербальная инструкция, самостоятельное выполнение».
Для мальчика Ивана (8 лет), который игнорировал обращения, инструкции и задачи взрослого, определены следующие цели: «Когда Иван слышит обращение взрослого к себе, он в ближайшие 3-5 сек. выполняет то, о чем его просят. Уровни поддержки: полная, частичная, самостоятельное выполнение».
Пример определения цели для девочки Лизы (4 года), которая, как и большинство детей с аутизмом, не выполняет просьбы (инструкции) взрослых, проявляет произвол, называют «руководящим контролем»: «Когда взрослый обращается к Лизе, она не позднее чем через 2 сек. выполняет просьбу (инструкцию). И делает она это в 9 случаях из 10-ти. Эту цель определяют на три месяца. (При условии повседневной работы в этом направлении)».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)