- Организационно-смысловые ресурсы
Эта группа ресурсов включает:
- структурирование различных сфер жизнедеятельности (учеба, быт, досуг);
- дозированную нагрузку;
- визуальную поддержку;
- визуализированные графики и правила, регулирующие отношения с окружающей средой;
- адаптацию учебных подходов (использование учебных задач различного уровня сложности, увеличение времени на выполнение задач, изменение темпа занятий, чередование видов деятельности), учебных пособий, наглядных и других материалов;
- применение дополнительных способов представления материала (дублирование устного задания письменным заданием индивидуально для ребенка с аутизмом);
- модификацию учебных задач (частичные изменения в содержании и объеме задач для конкретного ребенка).
Введение визуальной поддержки позволяет детям с аутизмом получить постоянные и неизменные ориентиры, которые постепенно начинают направлять их проявления и способствовать их саморегуляции. Таким детям лучше применять не слуховые, а графические символы, которые приобретают статус правил или даже законов. Такие правила (законы) оформляются в виде графиков, расписаний, алгоритмов действий, схем, отметок и тому подобное. Различные виды упорядоченных визуальных стимулов позволяют ребенку с аутизмом ориентироваться в событиях недели, дня, перерыва, урока, отдельного задания на уроке.
Так, на первых этапах перед самим ребенком должен находиться лист, на котором с помощью продуманных отметок (фотографий, пиктограмм, рисунков, слов) представлены последовательные операции, из которых состоит задача. Задание для тех детей, которые читают, стоит дублировать и давать в графическом виде, а не только устно / письменно, как для других детей.
Социальное развитие, усвоение правил поведения так же должны происходить с помощью визуализированных правил, которые для ребенка с аутизмом приобретают значение устойчивого, неизменного, надежного «закона» и становятся настоящей опорой, ориентиром среди непонятного окружающего мира.
Эти правила связаны с усвоением требований к поведению ученика в школе, например:
- Когда идет урок, ребенок должен быть в классе и не выходить, а когда перерыв - можно выйти из класса.
- Идет урок - все видят карточку, где есть знак запрета, например, перечеркнутый рисунок.
- Перерыв - открыт рисунок, по которому понятно, что можно выйти - изображено свободное движение человека к двери.
Такие карточки следует использовать тогда, когда в этом есть необходимость.
Визуализированные правила следует применять и тогда, когда есть намерение приучить ребенка с расстройствами аутистического спектра к порядку и самодисциплине: выкладывать вещи из школьного рюкзака на парту или ставить книги на полочку. Опора на карточки с правилами необходима до тех пор, пока ребенка самостоятельно, без подсказки начнет делать все необходимые действия.
Это будет означать, что он осознал, что, где, когда и как надо делать.
О переходе на новый, структурированный формат образовательного процесса свидетельствует последовательное использование педагогами визуальной поддержки в виде графиков, расписаний, схем, алгоритмов действий, правил.
Таким образом, использование визуальной поддержки дает ребенку возможность предусмотреть все, что происходит в окружающей среде; уровень стресса и неуместного поведения у него снижается, а способность к адаптации повышается.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)