Глава 1. Историческая основа инклюзивного образования
Развитие современного общества детерминирует уважение к человеческому разнообразию, установление принципов солидарности и безопасности, обеспечивающий защиту и полное
интегрирования в социум всех слоев населения, прежде всего - людей с ограниченными возможностями. Это обусловлено определением главной цели социального развития - создание «общества для всех». В основу такого интегрирования положена концепция целостного подхода, которая открывает путь к реализации прав и возможностей для каждого человека, прежде всего, предусматривает равный доступ к получения качественного образования. Принцип доступности сформулированы на основе соблюдение прав человека, изложены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997г. в качестве приоритетной задачи - способствовать обеспечению равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот принцип предопределяет перенос акцентов с медицинских аспектов инвалидности, забота о лиц с психофизическими нарушениями, защиты и оказания им помощи в адаптации к окружающей среде на реформирование самого социума, где человек с психофизическими нарушениями имеет возможность удовлетворить свои потребности, прежде всего, потребность получить качественное образование. Качественное образование предполагает удовлетворение особых образовательных потребностей каждого индивида, в том числе и с нарушениями психофизического развития, без отрыва лица от привычного социального окружения, семьи, друзей.
Принципы доступности и удовлетворения особых образовательных потребностей лиц с нарушениями психофизического развития стали краеугольным камнем инклюзивного образования, образовательной системы базирующейся на принципе обеспечения основного права детей учиться в общеобразовательном учреждении по месту жительства с соответствующим психолого-педагогическим сопровождением и коррекционно-реабилитационной поддержкой.
«Образование должно предоставляться в пределах возможного, в общеобразовательных школах, без любого проявления дискриминации в отношении детей и взрослых инвалидов».
Такая официальная позиция европейского сообщества была высказана ЮНЕСКО, Комиссией по правам человека. «Поскольку в большинстве случаев инвалидность сама по себе не является препятствием, дискриминация - вот что препятствует ребенку получить образование в общей системе».
Дискриминации к лицам с нарушениями свидетельствует ретроспектива отношений к ним общества. Еще с античных времен гражданское право детерминировало признания лиц с недостатками как неполноценных, недееспособных граждан. Так, законодательство древнегреческой Спарты предусматривало выявлять физически ущербных детей и отделять их от здоровых, оберегая таким способом государственное устройство и исповедуя идею «физической полноценности» своих граждан. «Пусть в силе будет тот закон, что калеку- ребенка кормить не стоит» - такие показания тогдашнего отношения к инвалидам оставил римский философ Аристотель. Неполноценность и ненужность людей с нарушениями было признано в основах Римского права.
«Мы убиваем калек и топим детей, рождающихся слабыми и уродливыми. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилам разума: отделять неестественное от здорового» - такое право отстаивал в Древнем Риме Сенека. Именно римский суд, установив институт опекунства над людьми с ограничениями, стал в дальнейшем образцом для выработки законодательных норм относительно физически и психически неполноценных.
Римское право, которое стало основополагающим в законодательстве большинства европейских стран, закрепило юридический статус полного бесправия людей с ограничениями почти до 20-го века. Законодательство защищало «полноценное большинство» от «неполноценного меньшинства», жестко фиксируя ограничения гражданских прав инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)